ВИАМ и ФПИ решили оснастить БПЛА напечатанным двигателем
"Всероссийский институт авиационных материалов" (ВИАМ) и "Фонд перспективных исследований" (ФПИ) начинают научно-исследовательские работы по созданию первого в стране БЛА, оснащенного малоразмерным газотурбинным двигателем, полностью напечатанным на 3D-принтере.С 2018 года Минобороны планирует оснастить им сразу два летательных аппарата: беспилотный самолет-мишень "Дань-М" и беспилотный разведчик "Зеница".
"Двигатель полностью изготовлен на базе аддитивного производства ВИАМ по новой технологии послойного лазерного сплавления с использованием металлопорошковых композиций жаропрочного и алюминиевого сплавов, которые также созданы специалистами института, - сообщил "Известиям" гендиректор ВИАМ академик РАН Евгений Каблов. - Благодаря применению аддитивных технологий удалось напечатать детали двигателя с уникальными параметрами, невозможными при обычном литье. Например, толщина стенки камеры сгорания двигателя составляет 0,3 мм. Таких параметров можно достичь, только используя 3D-печать.
"Работа по созданию совместно с ФПИ малоразмерного газотурбинного двигателя - это, прежде всего, демонстрация наших технологических возможностей.Технология позволяет получить деталь в 30 раз быстрее, чем традиционными способами. Для их производства были использованы полностью отечественные материалы, созданные в институте: порошковые жаропрочные сплавы на основе никеля и алюминия. На их основе были напечатаны элементы конструкции: турбина, компрессор, диффузор, вал, камера сгорания и корпус изделия. Понятно, что без ручной сборки этих элементов не обойтись, но важно, что "печать" позволила сделать эти детали с недостижимой для обычного литья точностью, исключив дальнейшую ручную обработку компонентов двигателя. Мы смогли создать свои порошковые композиции 28 марок".
В институте отмечают, что весь процесс от создания компьютерной модели, ее печати и начала производства занял четыре месяца. Уникальность двигателя и в том, что, как и у "больших" собратьев, на нем установлена цифровая автоматическая система управления. Она самостоятельно выходит на автоматический режим управления, регулируя подачу топлива для поддержания рабочего количества оборотов. В настоящий момент прототип весом 900 г выдает тягу в 75 кг, в перспективе без существенного увеличения массы должен обеспечить не менее 150 кг, что позволяет использовать его в конструкциях тактических и оперативно-тактических беспилотных летательных аппаратов.