Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Эксперты ОНФ: Повышение прозрачности инвестпроектов в электроэнергетике позволит остановить необоснованный рост тарифов

Эксперты ОНФ: Повышение прозрачности инвестпроектов в электроэнергетике позволит остановить необоснованный рост тарифов

Решения, которые принимает системный оператор Единой энергетической системы (ОАО "СО ЕЭС") относительно целесообразности того или иного инвестиционного проекта, остаются неподконтрольными обществу и как следствие вызывают обоснованные претензии. Однако предложение о создании некоммерческой коллегиальной организации из представителей всех участников рынка электроэнергетики и подчинении ей СО ЕЭС, по мнению экспертов Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента "Народная экспертиза", пока носит лишь декларативный характер. Для его легитимизации потребуется внести изменения в действующее законодательство.

Инвестиционные программы сетевых организаций в настоящее время в основном формируются исходя из программы будущего развития электроэнергетики страны в целом и ее регионов. Речь идет о предполагаемых объемах потребностей в электроэнергии на средне- и долгосрочную перспективы. Прогноз предполагаемого в будущем спроса на электрическую энергию рассчитывается ОАО "СО ЕЭС", и есть веские основания говорить о том, что в эти прогнозы закладываются завышенные показатели.

По сведениям правительства, прогнозное значение потребления электроэнергии за последние 3-4 года всегда превышало фактическое. На практике это означает, что сдаваемые в эксплуатацию в соответствии с инвестпрограммами новые объекты электроэнергетики оказываются недостаточно загруженными. По тем же данным, неуклонно снижается и коэффициент использования установленной мощности генерирующего оборудования. Но за избыток мощности, т.е. за ту ее часть, что в настоящий момент не востребована, все равно приходится расплачиваться потребителю, поскольку расходы на инвестпрограммы закладываются в тариф.

Все это говорит о низком качестве прогнозных расчетов ОАО "СО ЕЭС", которое признают и правительственные эксперты. Они же указывают и на непрозрачность механизма принимаемых сетевым оператором решений по строительству новых энергоблоков в рамках инвестпрограмм. Эксперты ОНФ не раз говорили о том, что неподконтрольные обществу и абсолютно непрозрачные инвестиционные проекты в электроэнергетике позволяют закладывать в них неэффективные, завышенные и просто коррупционные расходы. Во многом именно этим объясняется, почему, к примеру, стоимость строительства подстанций и высоковольтных линий передачи в России вдвое выше, чем в развитых странах.

Однако, несмотря на официально признаваемый избыток мощности, в стране продолжается строительство новых энергообъектов, которые опять лягут дополнительной нагрузкой на потребителя.

Чтобы усилить контроль за содержанием инвестиционных программ и подключить к этому процессу участников рынка электроэнергетики, правительство недавно предложило создать новую саморегулируемую организацию. Суть предложения, сформулированного в рамках исполнения поручения президента РФ о повышении прозрачности инвестпрограмм в электроэнергетике, сводится к следующему. В целях принятия сбалансированных решений, в том числе с учетом текущих экономических факторов, системного оператора ЕЭС надо подчинить структуре под названием некоммерческое партнерство "Совет по надежности электроснабжения и развитию электроэнергетических систем". В состав этой организации должны входить представители ответственных за регулирование отрасли органов и всех групп участников рынка электроэнергетики. Предполагается, что Совет по надежности позволит давать более точные прогнозы относительно спроса на электроэнергию и сделать понятным для всех, каким образом принимаются решения о строительстве новых мощностей в электроэнергетике.

В доказательство эффективности такой модели приводятся ссылки на зарубежный опыт саморегулирования технологического управления энергосистемой (ЕС и Северная Америка). Из российской практики в качестве положительного примера приводится некоммерческое партнерство "Совет рынка" – система саморегулирования оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью.

В данном случае Совет рынка, по мнению экспертов "Народной экспертизы, – не самый удачный пример. Судя по многочисленным публикациям, находящимся в открытом доступе в Интернете, эта некоммерческая организация не стала агентом влияния на рынке оптовой и розничной торговли энергией – ни правила игры, ни уровень отраслевых издержек от нее здесь практически не зависят.

Кроме того, чтобы будущий Совет по надежности электроснабжения получил полномочия, необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство. И, прежде всего, те, которыми ОАО "СО ЕЭС" будет вменена обязанность стать членом саморегулируемой организации. Пока же совершенно непонятно, каким образом некоммерческому партнерству можно подчинить акционерное общество. Например, Совет рынка был в свое время учрежден в соответствии с нормами Гражданского кодекса, федеральными законами "Об электроэнергетике", "О некоммерческих организациях" и прочими правовыми актами. А акционерные общества (порядка 30) стали его учредителями.

"В последнее время у нас наметилась некая тенденция: каждый раз, когда в той или иной сфере возникает проблема, мы пытаемся ее решить, создавая очередную НКО, – отмечает директор Центра "Народная экспертиза" ОНФ Николай Николаев. – Нисколько не умаляя важности некоммерческого партнерства, все-таки не надо забывать, что Россия располагает достаточно проработанной законодательной базой, где уже прописаны все взаимоотношения между структурами с различной формой собственности. Возможно, новая некоммерческая структура в электроэнергетике и сыграет положительно на оптимизацию издержек в отрасли. Но для начала в любом случае требуется время для того, чтобы внести определенные изменения в действующее законодательство. Притом, что эффективность этой структуры пока неочевидна".

Кроме того, напомнил Николай Николаев, когда президент поставил перед кабмином задачу повышения прозрачности механизма формирования инвестпрограмм в электроэнергетике, правительство 16 февраля 2015 г. выпустило соответствующее постановление №132. "Почему, в 80-страничном документе подробнейшим образом расписаны всевозможные процедуры, но нет ничего про то, кто, какую и за что несет ответственность? Например, за регулярное завышение стоимости инвестиционных программ. Ведь повышение прозрачности механизма их формирования – не самоцель. Главное – добиться в обозримой перспективе снижения издержек в отрасли и остановить необоснованный рост тарифов", - заявил Николай Николаев.

Людмила Пономарева, по материалам ОНФ
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (0)

Добавить комментарий

 

Строительство каркасных домов под ключ

Подробнее, о штукатурка стен под покраску цена за м2 в Москве

Спонсорская лицензия в Великобританию

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц