Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Фабрика гениев

В 2015—2016 годах в Новосибирской области, участвующей в реализации федерального проекта, будет открыто четыре детских технопарка, три из них — на базе уже существующих.

В Детском технопарке Академпарка обучаются одарённые дети со всей Новосибирской области.

Ещё в 1963 году основатель Сибирского отделения РАН, академик Михаил Алексеевич Лаврентьев создал в новосибирском Академгородке физико-математическую школу, с которой и началась история организации работы с одарёнными детьми не только в нашем регионе, но и в Российской Федерации вообще. Изначально цель данного учреждения заключалась в поиске по всему региону одарённых мальчишек и девчонок, склонных к естественно-научным дисциплинам. Этих самородков передавали в руки ведущих преподавателей Новосибирского государ­ственного университета, которые уже делали из них будущих учёных, тех, кто продолжил бы работать на науку, совершать открытия.

В последнее время в рамках федеральной образовательной политики правительство Новосибирской области ещё больше усилило работу с одарёнными детьми. В школах города и области стали открываться специализированные классы, создаваться учреждения дополнительного образования, ориентированные на углублённое изучение математики, физики, химии. В 2013 году на базе Академпарка открылся региональный ресурсный центр по работе с одарёнными детьми "Детский технопарк", работа которого базируется на принципах, продиктованных в своё время академиком Лаврентьевым, но при этом отвечает потребностям сегодняшнего дня.

С детьми в основном занимаются студенты и аспиранты НГУ, работу которых курируют опытные педагоги.

Начиная с июня 2014 года родители мальчишек и девчонок, любящих вечерами сидеть за математическими задачами, схемами и кон­структорами, с нетерпением ждут объявления о наборе в детский технопарк. Традиционно такая информация появляется на официальном сайте учреждения в августе.

— "Детский технопарк" — это Региональный ресурсный центр по работе с одарёнными детьми, который является структурным подразделением Государственного автономного  образовательного учреждения  дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества", — рассказывает заведующая Отделом реализации естест­венно-научных образовательных программ Ирина Урбас . — Благодаря тому, что прави­тельство региона уделяет работе с одарёнными детьми много внимания и вкладывает в это серьёзные средства, мы предоставляем своим воспитанникам бюджетные места.

Конечно, всех желающих детский технопарк принять не может. Так, в этом году заявки на обучение в Школу развития детского технопарка  подали 36 пятиклассников, из них отборочные испытания прошли только 24. Критерии отбора — очень серьёзные. Специалисты  центра оценивают направленность способностей детей, уровень их готовности к работе с инженерными, математическими и естественно-научными дисциплинами: насколько ребята внутренне мотивированы к такой деятельности, насколько им это интересно? Также в процессе многодневного мониторинга (занятий-погружений) оценивается готовность детей к интенсивной умственной работе, команд­ной и соревновательной деятельности, способность к обучению, индивидуальные особенности возрастного развития. В итоге проходят те, кто набрал больше баллов.

Как подчёркивают педагоги, тем ребятам, кто не прошёл по конкурсу сразу, не стоит отчаиваться, поскольку в конце каждого семестра учащиеся сдают зачёты, и если кто-то не справляется с нагрузкой или понимает, что это не его, их отчисляют. А свято место, как известно, пусто не бывает…

В Школе развития детского технопарка дети учатся с 5-го по 11-й класс. Первые четыре года они проходят обучение в Школе развития, где им даются основы математических и естественно-научных дисциплин.

— Наша задача в том, чтобы на данном этапе показать ребятам специфику всех дисциплин, с которыми им потом предстоит работать, — поясняет Ирина Сергеевна. — Программа специализированного дополнительного образования Школы развития – модульная. Так как образование в нашем центре базируется на математике, то ей и уделяется больше всего внимания — два академических часа в неделю. Остальные два часа посвящены другому предмету в зависимости от семестра — физике, робототехнике, программированию и естествознанию (биологии и химии). Мы не дублируем то, что дают в школах, поскольку образовательная программа центра предполагает получение знаний более высокого уровня. Ученики 7—8 классов уже выбирают конкретный предмет, которым они хотели бы заниматься в дальнейшем углублённо.

В Школе развития ведётся индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребёнка.

— Для каждого ученика определяется задача опережающего сопровождения развития способностей и таланта, выявляют возраст­ные риски и ресурсы развития одарённости, реализуется индивидуальный подход на занятиях, — рассказывает заведующая Отделом психолого-педагогического сопровождения развития детской интеллектуальной одарённости Екатерина Дёмина. — Мы как специалисты центра по работе с одарёнными детьми призваны помочь каждому конкретному ребёнку в раскрытии и развитии способностей, усилить внутреннюю мотивацию к занятиям естественно-научными и математическими дисциплинами, помочь найти здесь друзей и единомышленников, встретить понимающих одарённого рёбенка, интересных и увлечённых своим делом педагогов и тем самым предотвратить процессы "затухания" детской одарённости, способствовать реализации своих способностей в будущем.

Одарённые дети отличаются от своих сверстников, поэтому к ним нужен нестандартный подход, отмечают в детском технопарке. Во время занятий здесь не работает принцип "я учитель, ты ученик", как это часто бывает в школе. Дети видят в учителях скорее партнёров, которые передают им свои знания. С детьми работают студенты и аспиранты НГУ, которых курируют опытные педагоги. Мы помогаем им при построении образовательного процесса, при выборе методического материала и составлении учебного плана. Очень важно, чтобы в процессе обучения вниманием были охвачены все ученики, только так возможно добиться желаемого результата. Поэтому группы небольшие — по 10—12 человек. Сложные дисциплины, как математика и программирование, ведутся сразу двумя преподавателями. Как правило, занятия построены не на лекционном подходе, а на практическом. Так, на уроках математики ребята в игровой форме решают задачи, при этом они могут разделиться на группы и посоревноваться друг с другом. На уроках же программирования дети индивидуально работают за компьютерами, здесь учителю важно уделять внимание каждому, направить, подсказать.

В этом году в рамках Летней школы программистов преподаватели по программированию вместе со своими воспитанниками из 7—8 классов разработали настоящую антивирусную программу. А ведь, как правило, решать подобную задачу берутся студенты-программисты старших курсов вузов. Здесь же школьники справились с заданием всего за неделю летней смены! Созданную программу потом оценила независимая комиссия, и специалисты были поражены успехами юных гениев из детского технопарка.

— Конечно, пока у нас нет какого-то готового продукта, разработанного нашими учениками и рекомендованного к серийному выпуску, однако мы пошли дальше генерирования интересных идей и наработок, — рассказывает Ирина Урбас.

Так, в прошлом учебном году старшим ученикам детского технопарка удалось создать робота-гитариста — приставку на гитару, которая, перемещаясь по струнам, может играть запрограммированную мелодию. А дети из 5—6 классов практически самостоятельно собрали… холодильник.

В этом году для ребят из 9—11 классов в детском технопарке начинает работу лаборатория "Умный дом", цель которой заключается в том, чтобы к концу учебного года создать готовый продукт — макет дома с разработанной программой управления расходования энергоресурсов. В результате такой работы школьники приобретут самые разные навыки. Своими руками они сделают макет, затем его наполнят мебелью и всеми необходимыми коммуникациями. После апробирования данный проект будет перенесён на бумагу, причём при оформлении чертежей ребята будут максимально придерживаться требований, которые предполагаются для такой документации.

Как именно изменится образовательный процесс новосибирского детского технопарка в связи с реализацией федерального проекта создания подобных учреждений по всей стране, пока сказать сложно.

— Да, есть решение на федеральном уровне о создании детских технопарков, но какой-то единой модели нет, — говорит Ирина Урбас. — Сегодня в стране уже работают детские технопарки. Помимо Новосибирска они есть в Барнауле, Москве и ещё нескольких городах.

По словам заместителя начальника управления образовательной политики министер­ства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Елены Плетнёвой , губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий подписал соглашение с Агентством стратегических инициатив РФ, которое предполагает создание на территории региона в 2015—2016 годах четырёх детских технопарков. Первым правительство НСО планирует открыть биотехнопарк в посёлке Кольцово. Он будет создан на базе уже работающего учреждения дополнительного образования центра детского творчества "Созвездие". Вторым станет детский технопарк Академгородка. Третий технопарк для детей будет создан на базе инженерного лицея при НГТУ. При создании четвёртого будет задействован механизм государственно-частного партнёрства. Привлечение частных инвестиций — одно из обязательных условий данного проекта.

Максим СИДОРЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА

Автор:  Максим Сидоренко

Олег Андреев, по материалам Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (0)

Добавить комментарий

 

Сколько стоит замена рычагов передней подвески

Стоимость ремонта смесителя в Новосибирске

Спонсорская лицензия в Великобританию

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц