Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Александр Волков: «Электронное образование упорядочивает неуправляемый интернет»

А.В . —  Наш мир меняется, вместе с  ним меняются технологии, в  том числе в  образовании. Раньше идеальной образовательной моделью была схема "мастер-ученик". Но  вскоре стала заметной большая проблема: сколько учеников выучит один мастер? Единицы. Индустриальная эпоха потребовала большого количества специалистов, поэтому со  временем образование приобрело массовый характер. При этом модель передачи знаний осталась прежней, традиционной, хоть и  менялись перья на  авторучки, логарифмические линейки на  калькуляторы. Передать знания, убедиться, что усвоены, подтвердить (дипломом)  — вот эта схема. Человек, который преподавал был носителем знания, а  процесс сводился к  передаче знаний от  учителя к  ученику.

Сейчас один человек не  может являться носителем актуального знания, потому что оно постоянно меняется  и, благодаря современным технологиям, является легко доступным. Роль преподавателя изменяется: он  должен научить учиться, стать проводником в  мир знаний.

В  традиционном образовании большая часть времени  — передача знаний и  их  фиксация. Поэтому студенты и  конспектировали лекции. С  развитием технологий стало понятно, что преподаватель может самостоятельно создавать и  передавать обучающимся образовательные ресурсы, поэтому нет смысла делать конспект. Компьютерная техника позволила переносить знания в  электронный вид, что и  стало распространяться в  конце прошлого века. Все это привело к  появлению того, что сейчас называется дистанционным обучением.

Сначала показалось, что новое решение изменит всю систему образования. Дистанционное обучение увиделось многим в  свете самых радужных перспектив. Но  во  многом это привело к  девальвации образования. Качество знаний, полученных таким путем не  было удовлетворительным. Некоторые учебные заведения практиковали "дистанцонку" только для того, чтобы получить прибыль. Такое дистанционное обучение часто было просто имитацией образования. В  ходе последних реформ системы образования количество подобных вузов сократилось. Сегодня электронное образование выходит на  другой уровень становясь мощным инструментом помощи в  организации образовательного процесса.

ММ  — Многие именитые вузы сейчас открывают вполне успешные электронные курсы. Для чего это нужно вузу? Ведь у  них есть традиционные программы, в  каждую приемную кампанию нужно делать набор на  дневное и  вечернее отделение. Не  получится  ли утечка аудитории?

А.В. —  В  первую очередь цель у  вузов, которые занимаются разработкой онлайн-курсов, некоммерческая. Распространение электронных курсов популяризирует учебное заведение, дает ему возможность представить себя, продемонстрировать уровень. Образование сегодня  — это услуга, которая зиждется на  доверии. Выбирая вуз, абитуриент и  его родители не  в  полной мере могут составить представление об  образовании, которое там дается. Можно посмотреть учебный план, но  вы  не  проникните внутрь какого-то курса, не  поймете, что там преподается конкретным профессором. Электронные курсы дают возможность посмотреть, как организовано преподавание.

Особый смысл электронного образования в  том, чтобы студент мог поучиться в  разных вузах получая доступ к  самому лучшему знанию. При этом не  обязательно ехать в  другой город или страну, можно просто осваивать отдельные курсы, разработанных другими вузами. В  прошлом году была запущена "Национальная платформа открытого образования", инициаторами которой стали 8  ведущих вузов страны, в  том числе ВШЭ, МГУ, СПбГУ, УрФУ. Наш "Волгатех" стал одним из  первых вузов в  России, заключившим договор о  сотрудничестве и  приступившим к  апробации курсов платформы. Основная идея платформы в  том, чтобы дать студентам альтернативу в  изучении отдельных дисциплин, предложить им  поучится в  ведущих вузах России.

ММ  — Статистика говорит о  том, что только  15% студентов электронных курсов доводят дело до  конца, а  популярная площадка онлайн-курсов Coursera сообщает, что их  курсы оканчивают лишь 4%. Почему так происходит?

А.В. —  Дело в  том, что люди, которые приходят на  Сoursera и  тому подобные площадки, не  идут не  столько за  образованием, скорее они удовлетворяют свой интерес к  знаниям. Чаще им  нужен не  документ об  образовании, а  информация в  определенной области. Они получают интересующую информацию так  же как в  интернете, как в  справочнике. Но  здесь они могут быть уверенными, что знания достоверны. Только  те, кому для карьерного роста нужен сертификат, оплачивают его по  окончании курсов. Всемирная сеть дает практически неограниченное количество информации. Но  мы  понимаем, что интернет во  многом неуправляем, там может быть размещена недостоверная информация. Как ее  проверить? Если информация поступает от  уважаемого учебного заведения, уровень доверия к  ней очень высок, и  он  оправдан.

ММ  — Сейчас в  сети очень легко найти информацию о  том, сколько плюсов у  электронного образования: это и  доступность в  техническом плане, и  адаптивность, когда сам студент может выбрать удобное время обучения, и  открытость многих учебных заведений всего мира. Мало кто говорит о  подводных камнях. Расскажите, какие есть минусы, на  что обратить внимание, чтобы свести их  к  минимуму.

А.В. —  Действительно, многие пытаются говорить о  том, что электронное обучение может спасти мир. У  потенциального студента может сложиться иллюзия о  том, что, просто посмотрев видеолекцию или пройдя тест можно все изучить. На  самом деле образование так  же остается двояконаправленным процессом: один учит, другой учится. Приложения сил студента никто не  отменяет.

Многие противники говорят о  том, что электронная педагогика недостаточно изучена. Наряду с  понятием "хай-тек" в  последнее время все чаще говорят про "хай-хьюм". Это технологии, воздействующие на  людей и  в  том числе их  сознание. Пока еще до  конца непонятно, как влияет на  человека такое огромное количество быстроразвивающихся технологий, нет опыта изучения. Некоторые специалисты опасаются кардинальных изменения в  сознании человека, например, деформации в  социализации. Но  надо понимать, что это проблемы не  отдельно образования, а  вопросы, которые стоят перед обществом в  целом. Эти изменения неизбежны в  информационном обществе.

В  настоящее время электронное обучение продолжает активно развиваться, совершенствуются методики, осваиваются новые технологии. Не  нужно бояться этого процесса, нужно стремиться освоить новые возможности, поскольку если отказываться от  современных технологий получения образования до  тех пор, пока все станет на  прочные рельсы, то  можно безнадежно отстать, оказаться невостребованным на  рынке труда.

По  окончании беседы мы  попросили Александра Витальевича поделиться с  читателями информацией о  действительно качественных, проверенных ресурсах, на  которых можно найти интересующий онлайн курс. Здесь мы  приводим этот список.

http://school-collection.edu.ru/   — школьные ресурсы;

http://fcior.edu.ru/   — федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (каталог открытых ресурсов);

http://window.edu.ru/   — единое окно доступа к  образовательным (университетским) ресурсам!

Порталы открытых курсов

https://www.coursera.org/   — "Курсера"  — самый известный массовый портал открытых курсов;

https://www.edx.org/   — второй по  известности портал открытых курсов;

http://npoed.ru/   — Национальная платформа открытых курсов (Россия)

Порталы открытых курсов

https://www.lektorium.tv   — "Лекториум", просветительский проект, 50  тыс. студентов, 4000 часов видео;

http://miptx.liot.mipt.ru   — портал открытых курсов "Физтеха";

https://mooped.net/   — портал открытого образования "Волгатеха".

.

Олег Андреев, по материалам Marimedia.Ru
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (0)

Добавить комментарий

 

Услуги интернет маркетолога

Подробнее, о поменять замки в Екатеринбурге

Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц