Учить - значит сопровождать
Педагог всегда посредник, он не должен работать за ребёнка.Вопросы учителя бывают разные. Лучшие из них запускают механизм познания.
- Таблицу умножения можно учить, это правда, но
можно ее и создать. Ваш ученик может создать таблицу умножения, как когда-то Пифагор! – говорит кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Нижневартовского государственного университета Татьяна Снегирева, обращаясь к педагогам за партами в одной из учебных комнат городского центра развития образования.
Педагоги не торопятся сделать пометки в конспектах, задумываются. Чем полезна и почему важна выученная наизусть таблица умножения, известно всем. А вот какую пользу ученику может принести работа по ее созданию?
Собственно этому и был посвящен семинар, прошедший в рамках реализации муниципальной программы "Развитие образования в городе Нижневартовске на 2015-2020 годы" На нем педагоги учились тому, как организовать исследовательскую и проектную деятельность обучающихся. Тема актуальная, ведь проектная и исследовательская деятельность в школе – обязательный компонент федерального государственного образовательного стандарта. Участниками семинара стали 35 педагогов из разных школ города.
Казалось бы, учителя давно уже занимаются проектной и исследовательской деятельностью со своими учениками. Что нового они могут узнать на семинаре? Во-первых, многие школы сочли необходимым отправить на учебу молодых специалистов, во-вторых, по словам Татьяны Снегиревой, до сих пор существуют разночтения одного и того же понятия.
- Хотелось бы, чтобы педагоги увидели проектную деятельность с точки зрения разных областей – педагогической, психологической, методической, - поделилась Татьяна Снегирева.
Она объяснила: проектная деятельность – это субъектная деятельность ребенка. Все что может делать педагог – это создавать организационную рамку. Это значит не только придать правильную форму или оформление проекту, это сопровождение ученика на всех этапах работы, но только сопровождение.
- Педагог всегда посредник, он не должен работать за ребенка. Однако в практике образования довольно часто случается наоборот, - заметила она. - Вдруг оказывается, что самому сделать, отшлифовать текст, найти видеоряд гораздо проще, чем направить в нужное русло деятельность ребенка, его мысль. Учителю еще нужно научиться этому – сопровождать.
Педагоги на семинаре узнали о том, что вопросы для проекта, да и вообще на уроке, тоже можно ставить по разному. Скажем, такие, на которые ученики ответят либо "да", либо "нет", а можно такие, которые запускают механизм познания: могу ли я ответить на этот вопрос, что мне уже известно, а что еще необходимо узнать для того, чтобы получить ответ на вопрос? Таким образом, появляется активность, действие, которые лежат в основе любой деятельности.
- Аудитория отзывчивая, заинтересованная, - оценила слушателей на третий день работы семинара Татьяна Снегирева. – Несмотря на то, что тема емкая, чувствую, что педагогам удалось систематизировать полученную информацию.
Учитель английского языка нижневартовской общеобразовательной школы №42 Юлия Сумыгина работает учителем всего лишь второй месяц и была рада на семинаре пополнить копилку своих учительских умений.
- Узнала много нового, наконец, поняла разницу между проектной и исследовательской деятельностью, - поделилась она. - В результате исследовательской деятельности ребята получают новые знания, а в результате проектной деятельности изменяются сами. Проектная деятельность раскрывает личность ребенка, заставляя на каждом этапе проявлять те или иные качества.
Юлия Сумыгина признается, что знает в своем седьмом классе таких учеников, которым интересна была бы исследовательская деятельность. Она постарается достичь с ними результатов.
- Замечательно, что на семинаре были предусмотрены практические занятия, - оценила учитель технологии школы №10 Лариса Павлович. – Я получила понимание структуры исследовательской деятельности. В работе мне это очень пригодится.
Учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы №2 "Многопрофильная" Наталья Солдаткина – педагог со стажем и большим опытом работы. Но и она нашла для себя на семинаре ценное зерно: учитель собирается применить полученные знания в предметной деятельности, перенеся технологии исследовательской и проектной деятельности на урок.