Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Я подарю вам праздник

Рожденная весной, она наполняет сердце теплом.

Наша героиня не нуждается в особом представлении - человек она известный. Ее узнаваемость, как на прочном фундаменте, держится на живом человеческом общении, на без малого четырех десятках лет, прожитых в нашем городе, на вкладе, внесенном в формирование его культурно-досуговой среды. Безусловно, в свой юбилейный день рождения заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор Дворца искусств, депутат Нижневартовской городской Думы, почетный гражданин г. Нижневартовска Лидия Петровна Чабанец услышит много теплых слов. Наполненные благодарностью, они честно ею заслужены.
Знакомство с Нижневартовском в середине 70-х могло бы ограничиться единственной встречей. Все увиденное здесь составляло другую реальность, не имеющую ничего общего с той, которую она знала с детства. Теплые, словно парное молоко, летние украинские ночи, цветущий, как один большой сад, Днепропетровск, где девушка к этому времени заканчивала театральное училище, словно остались за границей бытия. Взамен предлагалось низкое дождливое небо над головой, не знающие пощады комары, оглушающие сваебоями стройки, в которых пока только угадывался облик будущего города, дороги с большегрузной техникой. В непогоду и та вязла в топкой почве. Стуча каблучками по асфальту не пройдешь. Отправляясь в Сибирь навестить сестру, Лида – первая модница в училище – собирая в дорогу гардероб, не знала всех местных особенностей.

А платьице жаль
Как же было жаль белого летнего платьица, когда самосвал в первый же день безнадежно испортил его щедрой порцией летящей из-под колес грязи. А ведь чтобы выглядеть так сногсшибательно, как ей нравилось и как она умела с юности, пришлось немало потрудиться.
В их небогатого достатка семье детей научили не бояться любой работы, и ей не грозило прослыть белоручкой. Школьницей, как и многие украинские дети, собирала урожай овощей и фруктов, вместе с мальчишками сколачивала ящики для них. Грошовый труд, но у каждой заработанной копеечки была особенная весомость. В студенчестве после занятий бралась за мытье полов. Зато каждый наряд, каждая пара туфелек были оплачены не родительскими, а своими рублями. Так что белое платье, оказавшееся неподходящей для Нижневартовска одеждой, дорогого стоило.
Одним словом, ей, без пяти минут актрисе, все это решительно не подходило и плохо сочеталось с будущей карьерой в театре, рассудила девушка. Тем более что никакого театра здесь и в помине нет, да и, судя по всему, нескоро еще дело дойдет до искусств в этом недавно разбуженном от векового сна краю.

Здравствуй, новая родина!
И все же судьба порой делает неожиданные кульбиты, возвращая человека туда, где, по ее замыслу, его настоящее место. А будь это как-то иначе, Лидия Петровна, подобно многим переселенцам, рванувшим сюда преимущественно в надежде на большие заработки, не задержалась бы у нас на целую жизнь. Место рождения ее дочери и сына, а теперь и внуков, двух самых горячо любимых мужчин, – город Нижневартовск. Так что теперь семья Чабанец - уже в третьем поколении сибиряки. Хотя подобно большинству Лидия Петровна, к тому времени замужняя женщина, была настроена на быстрое возвращение в Днепропетровск, где у нее начинала складываться карьера в театре. Но они с мужем – Юрием Евгеньевичем отдавали себя отчет в том, что, оставаясь на Украине, нескоро окрепнут финансово. Мерилом достатка, жизненного успеха в те годы считался автомобиль, а они были молоды, легки на подъем и ради своей четырехколесной мечты смело поменяли прелести "большой земли" на сибирскую неустроенность. Типичная для нашего Нижневартовска история.
Но в 1978 году город, еще не выросший из коротких штанишек, считался городом мужчин. В их крепких руках, силе и выносливости нуждались на стройках, в бурении, нефтедобыче. Женщины оказались в меньшинстве, да и подходящих для них занятий находилось не много. И уж точно, для актрисы вариантов работы здесь не существовало. Зато очевиден был культурный голод - на весь город Дом культуры "Юбилейный" и клуб имени 50-летия ВЛКСМ. Здесь и кино "крутили", и праздники отмечали, и заезжих артистов встречали. Понятно, что не от хорошей жизни концертный зал недавно построенной детской школы искусств, теперь ДШИ №1, выделили в самостоятельную культурную единицу – городской Дом культуры. Но его только предстояло таким сделать: помещение с голыми окнами и пустой сценой больше смахивало на клуб в забытой богом сельской глубинке.
Именно в это время в жизнь Лидии Чабанец и вмешался случай. На проспекте Космонавтов, позже переименованном в проспект Победы, она встретила однокашника по театральному училищу Бориса Приходько. Увидела и глазам своим не поверила. А он в Нижневартовске - уже свой парень. Увы, имя Бориса Приходько оказалось в забытьи. А ведь как раз Борис был первым профессиональным режиссером фестиваля искусств и труда "Самотлорские ночи", и с его подачи открытие и закрытие "Ночей" стали ключевыми действами праздника. Постановки, вынесенные на корт за "Юбилейным", искрили талантом Бориса, полыхали красками, были отработаны до мелочией. И это он придумал завершать их фейерверками, вызывая у народа массовый восторг.
- Какими судьбами ты здесь? – изумился Борис Приходько и тут же вызвался помочь. Так через два дня после приезда Лидии Чабанец в Нижневартовск в городском Доме культуры появился новый руководитель, которому пока меньше всего приходилось заниматься актерством. Через несколько месяцев новое культучреждение выглядело уже вполне солидно: в первую очередь появилась одежда сцены, затем техническая начинка, более чем скромная по тем временам, но в эпоху дефицита и такую еще достать надо было.
В Нижневартовске стало больше одной культурной площадкой, и она в свое время внесла весомый вклад в формирующуюся культурную среду Нижневартовска.
Вспоминая ушедшие в прошлое дни, Лидия Петровна Чабанец с теплотой и благодарностью говорит о людях, которых она встретила здесь в начале своей новой жизни, готовых бескорыстно прийти на выручку, поделиться опытом, дать добрый совет. Она не теряет с ними связи и всегда готова поддержать. Несмотря на большую занятость находит время и возможность встретиться, позвонить своей первой наставнице Евгении Петровне Ардашевой, долгое время возглавлявшей отдел культуры Нижневартовского горисполкома. С легкой руки Евгении Петровны в 1974 году в Нижневартовск впервые пришел фестиваль искусств, труда и спорта "Самотлорские ночи" - ее идея, ее детище. Теперь жизнь фестивальных традиций во многом зависит от ученицы. И уже сегодня Лидия Петровна Чабанец работает над концепцией следующего за нынешним фестиваля. В 2017 году у Нижневартовска круглая дата - сорокапятилетие, событие не рядовое, а значит, и праздник горожане будут ждать особенный. Лидия Петровна не имеет права ожидания эти обмануть.
Дорожит она и многолетней дружбой с Ильей Фармановичем Салмановым – тоже старожилом Нижневартовска, главврачом больницы №3, и его семьей. Дружба, рожденная в том прежнем, юном Нижневартовске, может оттого и долговечна, что ее не оценивают, как вещь, на которую можно приклеить ценник.

Швец, и жнец, и на дуде игрец
Ее имя, безусловно, уже вписано в летопись "Самотлорских ночей". Это теперь Лидия Петровна остается в тени кулис. Как бы за границей происходящего в свете рампы праздника. Создание любого праздника, а уж массового тем более, нервная, изматывающая работа, результат которой не всегда предсказуем. А ну, как, например, погода дурной нрав покажет…
Если сравнивать фестивали последних лет с фестивалями, скажем, двадцатилетней давности, то это небо и земля. Прежде как было? Кто придумал праздник, тот и на сцену выходит. И не только. Надо еще звук обеспечить, костюмы, транспорт. Договаривались с предприятиями, и нередко их руководители приходили в растерянность, пока не знакомились со сценарием. Местные пожарные, например, долго не могли понять, зачем Лидия Петровна так настойчиво просит у них костюмы, рассчитанные на высокие температуры. А ларчик просто открывался: по сценарию на один из фестивальных праздников должны были прилететь "инопланетяне". Ничего лучшего, как серебристой, похожей на скафандр амуниции и придумать нельзя было.
Сейчас внешний антураж праздников куда богаче, но почему из них исчезла былая энергетика, осознание общности людей?
- Потому что изменились сами нижневартовцы, - считает Лидия Петровна. - Раньше так или иначе в подготовке фестиваля и его проведении учавствовал весь город. Сейчас - другое время, за каждую мелочь - заплати. А все обязательства по организации массовых праздников теперь в основном на культуре. Да и зрители стали относиться к нам потребительски, они хотят развлекаться, а уж вы, культработники, будьте любезны постараться, выложиться на все сто. Но это наша работа и возражать тут не приходится, - говорит Лидия Петровна Чабанец.
- Правда, День Победы, как и полагается тому быть, у нас наособицу, тут уже не надо ходить с протянутой рукой, многие сами любую помощь предлагают, - справедливо замечает она.
Известно, что во время подготовки к празднованию Дня Победы Лидия Петровна вместе с артистами остается во дворце на репетициях до глубокой ночи. Для нее очень важно, чтобы каждое слово, каждый жест исполнитель пропускал через душу. Только так и можно раскрыть весь трагизм принесенных войной страданий, величие 9 Мая. С особой отчетливостью она помнит фразу, однажды оброненную отцом Петром Мироновичем Ковпаком (девичья фамилия Л.П. Чабанец) – очевидцем боев на Украине: "Когда мы ехали по мосту через Днепр, он был красный".
Оплаченная большой кровью Победа для Лидии Петровны Чабанец - святое понятие, такое же, как отец и мать. А мама ее, Ольга Ивановна, девочкой-подростком всю войну работала на заводе, выпускающем снаряды. Война вписала свои страницы и в историю этой семьи.

Слушать и слышать
Вот уже более пятнадцати лет Лидия Петровна руководит самым крупным культурным учреждением нашего города - Дворцом искусств. А ведь, когда ее только назначили на эту должность, кое-кто поговаривал, дескать, не по зубам орешек… Но хрупкая, больше похожая на юную девушку, женщина, оставив за спиной досужие домыслы, проявила недюжинную силу характера. А меж тем это было время нулевых, когда у целых производственных отраслей уходила из-под ног почва. По большому счету спасение утопающей культуры Нижневартовска, сохранение еще до конца не окрепших ее традиций оставалось проблемой самой культуры. И первое, что предстояло сделать в этих условиях Лидии Петровне Чабанец, - переориентировать никогда до этого не соприкасавшуюся с коммерцией сферу на заработки.
Сегодня стало нормой покупать билеты не только на гастролирующих исполнителей, но и на своих, доморощенных. Цены по сравнению с концертами заезжих артистов - символические, но, по убеждению зрителей, наши в талантах и мастерстве им не уступают.
- Я горжусь коллективами дворца, - говорит Лидия Петровна. И тут же признается, что добиваться результатов, на которые она нацелена как руководитель, в творческой среде приходится зачастую не благодаря, а вопреки. Бывает, амбиции, самооценка зашкаливают, творческие люди отнюдь не покладисты, склонны к интригам. Случается, с Лидией Петровной яростно спорят, не соглашаются, но в итоге опыт и знание специфических особенностей профессии, умение настоять на своем гарантируют ей, а значит, и всему дворцу, успех. Но какой ценой он достается, лучше руководителя никто не знает.
Сейчас во Дворце искусств работают 35 творческих коллективов, давно доказавших свою профессиональную состоятельность не только в Нижневартовске. Например, джаз-балет в прошлом году привез Гран-при из Сочи, где участвовал в крупном международном конкурсе, с наградами победителей вернулся из Санкт-Петербурга "Саквояж" - студия классического танца.
Не без гордости Л.П. Чабанец ссылается на слова Аллы Духовой - руководителя признанного образцом современного танца "Тодеса": "Перед вашим джаз-балетом надо шляпу снимать", - сказала она Лидии Петровне.
Без развития творческого потенциала в людях угасает то, что оставляет их людьми. Бездуховное общество, каковым оно делается на наших глазах, прежде всего - порождение низкого уровня культуры. И уже только поэтому она нуждается в защите.
Когда в городской Думе рассматриваются вопросы, так или иначе связанные с культурным пространством Нижневартовска, депутат Чабанец бывает бескомпромиссна, отстаивая интересы дела, на котором сосредоточена вся ее жизнь.
С получением депутатского мандата ритм каждого дня стал достигать невероятного напряжения - к ответственности за жизнедеятельность большого учреждения добавилась и ответственность перед избирателями. Лидия Чабанец не дистанцируется от проблем людей, постоянно за кого-то хлопочет, кого-то опекает. И хотя возможности депутатов иногда сильно преувеличивают, но, если они слышат человека, на самом деле могут немало. А Лидия Петровна умеет слушать и слышать сердцем.
С юбилеем вас, Лидия Петровна!

Дмитрий Архипов, по материалам ugra-news.ru
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (0)

Добавить комментарий

 

Ремонт 2х комнатной квартиры под ключ

Подробнее, о стоимость установки душевой кабины в Санкт-Петербурге

Спонсорская лицензия в Великобританию

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц