Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Особенным детям — особое внимание. В Югре запущен проект «Инклюзивное образование»

С 1 сентября 2016 года в стране вступят в силу федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с интеллектуальными нарушениями. В автономном округе подготовка к нововведениям началась заблаговременно. Еще в 2015 году три образовательные организации региона стали федеральными стажировочными пилотными площадками для разработки адаптированных образовательных программ для детей с особенностями развития.

Повышенное внимание в регионе уделяется интеграции детей с особенностями развития в образовательный процесс. Этот процесс предусматривает подготовку кадров, ориентированных на интеграцию и информирование в вопросах сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, а также создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.

Основной приоритет

Для решения этих задач в автономном округе в текущем году запущен проект «Инклюзивное образование». Депутат Думы Югры Сергей Великий объяснил: "Принимая такой документ, власти автономного округа берут на себя обязательство обеспечить системную работу в части создания доступной среды в Югре. Его реализация позволит создать к апрелю 2017 года не менее 15 опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития, а также увеличить долю общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов. Накануне власти Югры внесли изменения в план мероприятий по развитию сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития. План дополнен разделами, которые регламентируют работу систем видеонаблюдения в реабилитационных центрах, образовательных организациях, где обучаются особенные дети. Документ пополнился пунктами о мероприятиях, предусматривающих дальнейшее образовательное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья после достижения ими 18 лет, а также оказание психологической поддержки семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. Планом предусмотрена реализация проектов, ориентированных на слабослышащих людей, проживающих в нашем округе, по дублированию информационных программ телевещания с помощью сурдоперевода и телетекста".

Объединив усилия

Чтобы повысить эффективность деятельности по социализации детей с физическими нарушениями и с особенным развитием, департамент социального развития Югры и департамент образования и молодежной политики региона объединили свои усилия.

В Югре взаимодействие исполнительных органов государственной власти, в том числе департамента социального развития автономного округа и окружного департамента образования и молодежной политики, по вопросу оказания комплексной помощи детям, имеющим особенности развития, осуществляется посредством разработки нормативных правовых актов, проведения межведомственных рабочих групп, утверждения и реализации планов мероприятий, а также обучения и переподготовки специалистов, работающих с детьми указанной категории.

Директор департамента социального развития Югры Мария Краско рассказала, что для оказания помощи детям, имеющим особенности развития, правительством Югры утвержден межведомственный план взаимодействия окружных департаментов: образования и молодежной политики, социального развития, здравоохранения, физической культуры и спорта, общественных и внешних связей по развитию сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития.

— В августе 2016 года в план включены дополнительные мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности взаимодействия органов власти и представителей общественности по внедрению современных методик, переобучение специалистов, открытость учреждений, предоставляющих услуги гражданам с ограниченными возможностями здоровья, — отметила Мария Краско.

Реабилитацию детей, имеющих особенности развития, осуществляют 18 учреждений, подведомственных департаменту социального развития автономного округа. Услуги предоставляются как в условиях дневного пребывания, так и на дому, а также в условиях круглосуточного пребывания по путевкам «Мать и дитя».

Для социализации детей используются различные методики и технологии, такие как развитие мелкой моторики, координации движений, развитие памяти, внимания, мышления, сенсорное развитие, развитие речи, расширение словарного запаса. Широко используются также технологии стимулирования познавательной активности детей (анималотерапия, мульттерапия, музыкотерапия и др.), а также минимизации отклонений развития у детей раннего возраста с генетическими, двигательными нарушениями, расстройствами слуха, зрения и речи, нарушениями аутистического спектра.

— Для успешной интеграции детей с особенностями развития в коллектив здоровых детей в подведомственных учреждениях департамента социального развития проводятся совместные мероприятия с привлечением здоровых сверстников, волонтеров, общественных объединений (интерактивные и спортивные игры, экскурсии, посещение музеев и кинозалов). Кроме того, с 1 сентября 2016 года на базе медицинских организаций автономного округа планируется открытие школ для родителей по обучению в домашних условиях навыкам реабилитации и ухода за детьми, имеющими особенности развития, с участием логопедов, инструкторов по лечебной физической культуре, специалистов по реабилитации инвалидов учреждений социального обслуживания, — сказала Мария Краско.

Директор окружного ведомства сообщила, что в Югре на базе девяти комплексных центров социального обслуживания населения предоставляются реабилитационные услуги инвалидам молодого возраста, причем одновременно услуги могут получить 93 гражданина. До конца 2016 года реабилитационные услуги инвалидам молодого возраста будут предоставляться во всех 20 комплексных центрах социального обслуживания населения.

Помимо этого, учреждениями социального обслуживания осуществляется социальное сопровождение граждан, которое заключается в содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Опорные центры для детей

По словам директора департамента образования и молодежной политики Югры Любови Ковешниковой, в настоящее время разрабатывается механизм, регулирующий создание условий для максимальной адаптации ребенка к общественным и трудовым отношениям, и использование материально-технической базы по определению комплекса услуг в «одном окне».

Для социализации детей с особенностями развития в автономном округе существуют различные модели по созданию благоприятного микроклимата для деятельности ребенка в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды. К примеру, существуют программы профессиональной подготовки для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим специальностям: столяр, слесарь-сантехник, швея, вязальщица трикотажных изделий и полотна, плотник, штукатур, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту помещений, цветовод, овощевод, парикмахер, повар и другие.

В рамках Года детства в регионе разработан комплекс мероприятий и создано семь опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития. Деятельность центров направлена на обеспечение современных и востребованных возможностей, методик для работы с детьми с особенностями развития, а также их родителями. Любовь Ковешникова отметила, что опорные центры будут оказывать методическую поддержку, а также осуществлять популяризацию методик и технологий по работе с детьми с особенностями развития.

Также создана система комплексной помощи несовершеннолетним с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. На территории автономного округа в восьми образовательных организациях оказывается такая помощь.

— Ресурсным центром образовательных технологий определен Сургутский государственный педагогический университет. Он является навигатором образовательных технологий по работе с детьми с особыми образовательными потребностями для педагогических работников автономного округа, родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогический университет имеет свою интернет-площадку, с помощью которой сопровождает внедрение программ в образовательных организациях и проводит консультации для родителей, законных представителей детей, а также руководителей и педагогов школ, создающих инклюзивные условия обучения, — сказала руководитель окружного ведомства.

Помочь ребёнку сделать первые шаги

Любовь Ковешникова призывает с осторожностью относиться к нововведениям, касающимся погружения детей с особыми потребностями и ограничениями в динамичную среду школы. По мнению руководителя ведомства, миссия школы в этом случае заключается не только в обеспечении качественного образования, но и в социализации и воспитании данной категории детей.

— Педагоги должны понимать, что ребята, имеющие особенности развития и ментальные нарушения, не могут всегда и на постоянной основе присутствовать в классе в той динамичной среде, которая порой становится для них агрессивной. Задача школы состоит в том, чтобы по образовательному маршруту очень мягко, корректно включать ребенка в коллектив, при этом не нарушая его психических и физических функций. Необходимо дозировать и регулировать нагрузку, увеличивая ее постепенно, — подчеркнула Любовь Ковешникова.

В этой работе требуется серьезное сопровождение психологов, медиков, ресурсного центра. В школах Югры стали появляться сопровождающие интеграции, тьюторы, большую помощь оказывают специалисты органов и учреждений социального развития.

В окружном ведомстве уверены, что для сопровождения ребенка необходимо готовить квалифицированных педагогов на постоянной основе в соответствии с разработанными образовательными организациями планами. В настоящее время в Югре более 900 специалистов прошли серьезные курсы повышения квалификации и более 400 человек — переподготовку.

Детям с особенностями развития предстоит совместное обучение, и, чтобы полностью интегрировать ребенка в образовательный процесс, необходимо учитывать его способности и возможности ближайшего развития. Нужно помочь ребенку сделать первые шаги в динамичный мир школы.

Одной из первых школ, принявших на обучение ребят с расстройствами аутистического спектра и другими ограничениями здоровья, стала Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа. Благодаря совместной работе педагогов и родителей по оказанию помощи по социализации ребята комфортно вписались и адаптировались в школьной среде.

Коммментариев: (0)

Добавить комментарий

 

Изготовление нестандартных межкомнатных дверей

Подробнее, о покраска окон деревянных цена в Екатеринбурге

Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц