Я бы в химики пошел…
В Ханты-Мансийске завершился региональный этап олимпиады по химии. Для участия в ней в окружной центр съехались полсотни школьников. Победитель интеллектуальных состязаний получит послабления при поступлении в ВУЗ. А также представит округ на всероссийской олимпиаде.
Раз опыт, два опыт…
Среди участников этой олимпиады случайных людей нет. Ведь, чтобы вычислить валентность элемента, определить содержание железа в водопроводной воде и составить уравнение реакции надо быть настоящим фанатиком этой науки. О "штучности" юных химиков говорит и такой факт: на региональные этапы олимпиад по истории и русскому языку заявляются до 100 школьников. А вот на состязания по химии не более 50.
– Химия у меня в генах, ведь моя мама – лаборант, – шутит участник регионального этапа олимпиады по химии Дмитрий Любичев. – Но я не хочу становиться лаборантом, моя цель – работать инженером на большом производстве. Я осознаю, что химия может дать человечеству гораздо больше, чем остальные науки.
Слова юного химика недалеки от истины. Науку Менделеева, Бекетова и Ломоносова сегодня можно встретить практически на каждом шагу. Даже просто зажигая спичку, мы осуществляем химическую реакцию. Создание лекарств, одежды и средств личной гигиены немыслимы без химиков.
Химия – нелюбимый предмет
Но при такой важности химии подробно изучать её желает всё меньше и меньше подростков. Согласно опросам, химия является самым нелюбимым предметом среди школьников, отказаться от занятий этой наукой не прочь треть всех опрошенных. Причин такой нелюбви множество. Во-первых, сама по себе химия довольно сложная дисциплина. Во-вторых, по словам педагогов, дети попросту не готовы к изучению этого предмета.
– В 8-м классе школьники не в состоянии начать серьёзное изучение химии, – считает учитель химии Ирина Дмитриева. – Математических знаний у них недостаточно, физические представления почти что отсутствуют. Поэтому нам приходится решать не только свои задачи, вводить новые определения и понятия, а ещё и ликвидировать те огрехи, которые сложились в начальной и средней школе до 8-го класса.
При этом в школах ещё и сокращают количество часов по химии. Сегодня югорские подростки уделяют изучению этой науки всего 1-2 часа в неделю. В профильных классах бывает и по 3 часа, но при этом, сетуют специалисты, не всегда в нужных количествах есть реагенты для опытов. А ведь именно через эксперименты можно привить детям любовь к химии.
О конкурсе нет и речи
Неудивительно, что желающих связать свою жизнь с химией можно пересчитать по пальцам. Очереди на эту специальность в вузах не видели очень давно. К примеру, Югорский государственный университет каждый год испытывает серьёзные проблемы с набором первокурсников на кафедру химии. В сентябре 2014 года студенческие билеты получили всего 45 первокурсников. О конкурсе на специальность химика речь и вовсе не идёт. Впрочем, у такого положения дел есть и обратная сторона медали.
– В этом году нашей кафедре исполнится 10 лет, – рассказывает заведующая кафедрой химии ЮГУ Маргарита Котванова. – У нас уже есть пять выпусков, и, представьте себе, все наши выпускники за редким исключением трудоустроены! Все работают в округе, сидят в маленьких лабораториях на больших предприятиях и очень хорошо зарабатывают.
Из-за того, что дипломированный химик – товар штучный – работодатели отслеживают будущих специалистов ещё в процессе учёбы. Предложение о трудоустройстве студенты-химики получают задолго до защиты диплома. Выпускников ждут на нефтегазоперерабатывающих заводах, в криминалистических лабораториях, больницах и даже на метеостанции. При этом уровень зарплат у химиков очень даже достойный.
Как изменить ситуацию?
Чтобы повысить престиж профессии химика в Югре пошли на эксперимент. Преподаватели ЮГУ, вооружившись колбами и реагентами, "пошли в народ", а именно – организовали выездные уроки химии. Дополнительные занятия для школьников уже прошли в Нягани и Ханты-Мансийске, на очереди – другие муниципалитеты округа. Каков будет результат этого "химического опыта" можно будет оценить летом, когда стартует приёмная кампания в вузы.
– Химию важно и нужно показывать на наглядных экспериментах, – уверяет директор института природопользования ЮГУ Александра Нехорошева. – Ребёнок должен видеть реакции на примере мини-вулканов, небольших взрывов, дыма, искр и так далее. Эксперимент должен захватывать внимание, вызывать любопытство. Без этого любви к предмету не будет никогда.
А ещё в педагогических кругах активно обсуждают практику внедрения так называемых пропедевтических курсов химии. Когда ещё в начальной школе дети узнают об основах науки. Планируется также давать начальные знания химии в рамках уроков естествознания. Как знать, возможно, среди сегодняшних югорских школьников растёт будущий обладатель Нобелевской премии по химии. Которых, кстати, среди отечественных учёных за всю историю набралось всего двое.