Газета Новости Югры - «ДУГЛАС» на Обской авиалинии

В ноябре на одном из федеральных каналов был показан документальный фильм "Последний полет Леваневского" о загадочном исчезновении в августе 1937 года самолета с бортовым номером Н-209. Экипаж должен был совершить коммерческий рейс из Москвы через Северный полюс на Аляску.

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЁТ
К поиску пропавшего самолета невольно оказался причастен и аэропорт в селе Самарово, которое находилось в пяти километрах от административного центра национального округа – Остяко-Вогульска (Ханты-Мансийска). Эта информация не от авторов документального фильма. Данные хранятся в архиве Тюменского управления ФСБ на страницах одного из политических дел, сфабрикованных в 30-е годы против руководителей Обской авиалинии.
Загадка последнего полета Леваневского до сих пор не дает покоя многим полярным исследователям и историкам авиации. Почему произошла трагедия? Где искать останки членов экипажа? Как утверждают авторы фильма, именно на 1937 год приходился расцвет советской авиации. Сталинские соколы совершили несколько удачных полетов, о которых заговорил весь мир. В 1934 году при спасении экипажа и пассажиров парохода "Челюскин" несколько летчиков первыми в стране были удостоены звания Героев Советского Союза. "Золотую Звезду" Героя под номером 2 получил и полярный летчик Сигизмунд Леваневский.
12 августа 1937 года в 18 часов 15 минут с подмосковного аэродрома Щелково вылетел четырехмоторный самолет Н-209. Это была экспериментальная модель на базе серийного бомбардировщика. Размах крыльев достигал 40 метров, каждый мотор имел мощность 850 л. с. Экипаж состоял из шести человек. За 40 часов самолет должен был пересечь Северный Ледовитый океан и приземлиться на Аляске.

ПРОПАЛА СВЯЗЬ
Проблемы у экипажа, как утверждают авторы фильма, начались на 12-м часу полета, когда самолет попал в облачность и вынужден был подняться на высоту 6 тысяч метров, чтобы избежать обледенения – за бортом было минус 27 градусов. Через восемь часов новая радиограмма: облачность, сильный встречный ветер, за бортом минус 35 градусов. А через 21 час полета поступило сообщение, что отказал крайний правый мотор, пришлось снизить высоту, на корпусе стал стремительно нарастать лед, ухудшилась радиосвязь. Последние радиограммы были отрывочные, неразборчивые. Через сутки полета связь с самолетом пропала.
В штабе, который контролировал перелет Москва – Аляска, выдвинули версию, что, получив обледенение корпуса, экипаж мог совершить посадку. Но где искать его – никто точно не знал, тем не менее началась спасательная операция. Но ненастная погода, несовершенная авиатехника не способствовали успеху.
За прошедшие годы выдвигались различные версии: одни утверждали, что искать самолет нужно в Гренландии, другие – на Аляске. А недавно, уже в феврале 2013 года, промелькнуло еще одно сообщение: экспедиция Русского географического общества случайно обнаружила на Ямале обломки, которые могут принадлежать самолету Н-209. Члены экспедиции планировали отправиться на Ямал в марте-апреле, чтобы детально осмотреть обломки самолета, но больше никаких сообщений на эту тему не появилось.

Арктика не очень охотно открывает тайны. До сих пор энтузиасты ищут следы затонувших кораблей, немало там разбилось и самолетов. Все это общеизвестные факты. А что неизвестно? О чем не рассказали авторы фильма? Об одном эпизоде – операции по поиску пропавшего самолета, которая затронула Самаровский аэропорт.

ДЕЛО ИЗ АРХИВА ФСБ
В 90-х годах мне довелось изучать дело из архива Управления ФСБ по Тюменской области. Обвиняемыми проходили руководители так называемой Обской авиагруппы, действовавшей на севере в 30-е годы. Авиагруппа подчинялась Главсевморпути, начальником главка был знаменитый полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт. Он и направил в 1936 году в Тюмень руководить авиагруппой Владимира Ивановича Кливе, видного работника Гражданского воздушного флота СССР.
Объехав северные аэропорты, Кливе воочию увидел их нищету. Не было ни одного нового самолета, ни ангаров для ремонта, ни мастерских, ни нормального оборудования на радиостанциях и синоптических бюро, что явилось следствием слабого финансирования авиации на внутренних линиях.
За время работы Кливе руководителем Обской авиагруппы произошло несколько аварий, и это не осталось без внимания органов НКВД, которые впоследствии напрямую связали их с вредительской деятельностью Владимира Кливе и его команды, в первую очередь начальника Самаровского аэропорта Вячеслава Семенюка, в прошлом подполковника царской армии. Спасаясь от преследования карающих органов, он, житель столицы, хороший знакомый начальника Обской авиагруппы, с его помощью оказался на Севере, но вскоре был изобличен как "чуждый элемент" и уволен.
Аресту и гибели Владимира Кливе предшествовали события, связанные с поиском самолета Леваневского. 19 августа 1937 года, как следует из материалов дела, на Андреевском озере под Тюменью приземлился самолет "Дуглас", изготовленный в Америке по заказу СССР. Экипаж, возглавляемый Героем Советского Союза Головиным, летел на поиски исчезнувшего в Арктике экипажа Леваневского. Тюмень была промежуточным аэропортом, здесь самолет должны были осмотреть авиатехники, заправить горючим. Дальше путь лежал по маршруту Самарово – Салехард – Дудинка.
В Тюмени уставший от длительного полета экипаж решил заночевать. Появление в сибирском городке американского самолета вызвало большой ажиотаж. Владимир Кливе, хорошо знакомый с летчиком Головиным и вторым членом экипажа, командиром эскадрильи дирижаблей Слепневым, договорился с ними, что пилоты покажут продукцию американского авиапрома тюменскому начальству. Делегация из города прибыла в тот момент, когда шла заправка самолета, этот факт Кливе потом припомнят и поставят в вину.

ПОСАДКА НА РЕКУ
Отдохнувшие члены экипажа "Дугласа", поблагодарив тюменцев за гостеприимство, поднялись в воздух. Через несколько часов полета новый самолет, выполнявший важное правительственное задание, совершил вынужденную посадку на реку между Самарово и Березово. Это было ЧП всесоюзного масштаба. Самолет пришлось отбуксировать в Самаровский гидропорт, чтобы на месте разобраться в причинах аварии.
Руководитель Обской авиагруппы Владимир Кливе договорился с директором Пермского завода авиамоторов, чтобы отправили в Остяко-Вогульск инженера для определения причины аварии. В административный центр недавно образованного национального округа спецрейсом прилетели два инженера и привезли запчасти. Выяснилось, что причиной остановки мотора стала неправильно составленная в Тюмени смесь горючего для заправки.

В ожидании спецрейса, а потом и ремонта самолет "Дуглас" простоял в Самарово на приколе 22 дня, после чего отправился дальше выполнять правительственное задание по поиску пропавшего экипажа Сигизмунда Леваневского.

Наблюдать за "американцем" жители села Самарово и нового административного центра Остяко-Вогульска могли только издалека – близко не подпускала охрана.

АРЕСТ В СОЧИ
Не успели в Обской авиагруппе опомниться от одной аварии, как через несколько дней, 9 сентября, случилась другая – с самолетом Н-34, который летел по маршруту Салехард – Березово – Самарово – Тобольск – Тюмень. Под Тюменью самолет вошел в пике и не смог выйти. Погибли второй пилот, бортмеханик и два пассажира. И хотя комиссия пришла к выводу, что виноват пилот, катастрофу приписали вредительской деятельности Владимира Кливе. Ему также припомнили апрельскую катастрофу 1937 года с самолетом Н-129, когда погибли пилот и три пассажира, следовавшие из Салехарда в Тюмень.
Накануне последней аварии, 7 сентября 1937 года, начальник авиагруппы уехал в Москву, и было удивительно, что его не вернули обратно и не включили в состав комиссии, которую направили в Тюмень из столицы расследовать трагическое происшествие. А Кливе из Москвы уехал на отдых в Сочи – он серьезно болел, здесь его вскоре арестовали и доставили в областной центр Омск, где в кабинетах Управления НКВД потребовали признания: как его завербовала английская, польская, чешская разведки, как он затормозил выполнение важного задания по поиску пропавшего самолета, как допустил несколько аварий. Начальника Обской авиагруппы Владимира Кливе и еще несколько человек по совокупности "преступлений" осудили и расстреляли в Омске в день вынесения приговора – 16 октября 1938 года. К этому времени поиски самолета Леваневского уже были свернуты.

…Три недели не по своей воле провели известные летчики Головин и Слепнев в Остяко-Вогульске. Что они делали? С кем общались? Если и были свидетели тех событий, то сегодня их уже нет в живых. А как бы интересно было услышать эту историю из первых уст. Но само это происшествие было засекречено и свидетельствует о нем только заведенное органами НКВД политическое дело.

Елена Петрова, по материалам ugra-news.ru
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
18:46 05.12.13