Цифровизация закупок с ориентацией на импортозамещение
Под влиянием процессов большой структурной трансформации российской экономики изменяются потребности заказчиков и поставщиков действующих на рынке государственных электронных закупок, это обусловлено как естественным ходом прогресса, так и стремлением усилить независимость национального рынка.
В настоящее время главным вызовом для участников рынка электронных торговых площадок стало усиление активной цифровизации государственных закупок протекающее на фоне массированного импортозамещения зарубежного программного обеспечения, что в конечном итоге нацелено на обеспечение цифрового суверенитета нашего государства. Вследствие ухода значительной доли иностранных поставщиков программного обеспечения, из-за беспрецедентного санкционного давления, многие заказчики переориентировались либо на закупки малого объема, либо перешли на закупки у маркетплейсов.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Александра Цвырко, именно в результате стыковки этих процессов возникает необходимость дальнейшего развития новых технологических решений, способствующих привлечению к участию в закупках большего числа контрагентов, что в итоге сделает их работу на электронных торговых площадках максимально удобной и комфортной для всех сторон, задействованных в госзакупках.
Естественно, имеются и проблемные зоны. Так, негативное воздействие на развитие рынка электронных закупок продолжает оказывать низкий уровень конкуренции среди поставщиков на фоне отсутствия экспертизы качества. Другой отрицательный момент заключается в ориентации электронных платформ только на государственные закупки, а это в свою очередь ограничивает развитие данного рынка в коммерческом сегменте. И, третья проблема – кибербезопасность и защита информации.
Рост закупок небольших объемов и вовлечение в закупочную деятельность как заказчиков, так и поставщиков на маркетплейсах привлекает представителей малого и среднего бизнеса, которые выступают в качестве бенефициаров на рынке электронных закупок.
Ключевым преимуществом закупок через электронные торговые площадки по-прежнему остается возможность снижения цены и коррупционных рисков, на фоне роста технологичности самого процесса.