Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Еврейская община в Иркутске в прошлом и настоящем

Иркутская синагога является старейшей на территории Сибири и Дальнего Востока. Она – памятник истории и культуры. в прошлом году ей исполнилось 135 лет.

Дело в том, что в России еще со времен Николая I существовал официальный запрет на выезд евреев за определенную территорию (так называемая "Черта" оседлости).

Сибирь принадлежала "запретным" на въезд для евреев зонам. Людям еврейского происходения не разрешалось не только въезжать, но и селиться в Сибири. Тем не менее, численность иудеев в Сибири всё время росла.

В начале 20 века евреи составляли 10% населения Иркутска. Еврейская община в Иркутске была второй по численности конфессиональной и третьей этнической группой населения города.

Основу диаспоры составляли ссыльные, каторжные, а также евреи, получившие право на повсеместное проживание в пределах российской империи – купцы первой гильдии, мастера, ремесленники, евреи, имеющие высшее образование и ученые степени и. т. п.

Существовавшие законы запрещали евреям проживать в сельской местности, поэтому, волей-неволей, они вынуждены были жить в городах. Евреи, прошедшие военную службу имели право жить в сельской местности и заниматься сельским хозяйством. Чиновники старались не допускать большой скученности евреев в одном населенном пункте, а поэтому приписаны они были маленькими группами по обширной территории Сибири, а вот селились только поближе друг к другу, нарушая установленные законы.
Сибирь они называли "краем мёда и молока", так как здесь были отличные перспективы для торговли, предпринимательства и другой работы, а также почти не чувствовались антисемитские настроения.

Таким образом, костяк Иркутского еврейского общества составили люди образованные, предприниматели, вольнодумцы и профессионалы в своём деле. Можно сказать, что в Сибирь, в частности, в Иркутск стекался цвет еврейского общества тогдашней России.

Сформировался совершенно особый тип еврейского общества, так называемый "Сибирский еврей". Здесь они чувствовали себя свободнее и полноправно общались с представителями других национальностей и вместе с тем свято хранили обычаи своей веры.

Периодически в Иркутской губернии производили переписи населения, в результате которых выселялись целые семейства евреев с их привычного места жительства. Приходилось или не попадаться на глаза властям, или по несколько раз в год менять квартиры. Приступы антисемитизма накатывали на иркутских чиновников в периоды общественных волнений. В начале 20 века было совершено несколько депортаций евреев из Иркутска, так как они считались инициаторами общественных беспорядков и пропагандистами революционных настроений.

В разные годы евреи составляли основной костяк иркутского купечества. Их численность среди иркутских купцов доходила до 64%. Среди богатых предпринимателей, купцов первой гильдии евреи составляли 81%.

Еврейскому купечеству принадлежала большая часть магазинов и усадьб города, составляющих сейчас архитектурную гордость Иркутска.
Вот только несколько достопримечательностей: Дом известного купца Д. М. Кузнеца – благотворителя, мецената, образованнейшего человека, Дом Файнберга, раньше в нем располагался отдел редких книг им. И. И. Молчанова-Сибирского,сейчас там филиал художественного училища, "Сапожок",принадлежавший, Марии Цукасовой",здание Иркутской типографии и многие другие постройки. Всё это принадлежало еврейскому купечеству.

И, конечно, синагога, находящаяся на ул. Саломатовской (ныне улица Карла-Либкнехта).

Здание синагоги было заложено 10 мая 1878 года, закончено в 1879-м. Постройка производилась на пожертвования будущих прихожан. В 1881 году её возглавил компаньон Якова Домбровского, купец 1-й гильдии и гласный Иркутской городской думы Леонтий Лейбович, сделавший всё возможное и невозможное для восстановления здания. Первое здание не простояло долго и было уничтожено пожаром в 1882 году. В здании совершили только одну службу – благодарственный молебен в честь императора Александра II.

К концу 1882 года синагога была восстановлена в основном за счет горожан еврейского происхождения. В восстановлении молитвенного дома принял участие его староста, иркутский купец 1-й гильдии Л. О. Лейбович. Деньги на повторное строительство собирали всей общиной. До появления первой в городе синагоги евреи собирались в молельне — деревянном доме, который арендовал купец 1-й гильдии, меценат, создатель и староста иркутской еврейской общины Яков Домбровский. Позже богослужения проходили в его собственном доме — вопреки запретам властей.

В 1882 году заново отстроенная иркутская синагога открыла двери для прихожан и счастливо просуществовала вплоть до советского времени.

В 1932 году синагогу упразднили, а в ее здании поочерёдно размещались склад, филиал и общежитие мединститута, проектная организация, и даже зал для занятий боксом и борьбой.

В 1981 году здание синагоги реконструировали, однако ему требовался капитальный ремонт. В 1947 г. второй этаж синагоги вернули еврейской общине. Но до 1981 года никакой активной деятельности в ней не велось.

С 1981 года возобновились службы в помещении синагоги.

В 1993 году здание синагоги было официально передано еврейскому религиозному обществу.

В середине 1890-х годов в синагоге появилась библиотека. Создателем ее был И. Л. Нейман. Эта библиотека была известна как одна из самых богатейших в Иркутске. К 1915 году в ней находилось более 4200-т книг.

На содержание библиотеки постоянно поступали пожертвования от членов еврейской общины. Члены общества приносили и книги.

Еврейское погребальное братство ежегодно отдавало библиотеке по 100 рублей. В 1913 году отдел Общества распространения просвещения между евреями получил разрешение пользоваться книгохранилищем синагоги в читальном зале и библиотеке. Таким образом, члены еврейского общества имели возможность читать уникальные книги.

После упразднения синагоги в 1932 году, её библиотека была расформирована по городским библиотекам, где и затерялась.

Имущество синагоги, в том числе и библиотека было передано сначала музею атеизма, а потом в Художественный и Краеведческий музеи города. В настоящее время сохранились несколько книг из этой уникальной библиотеки: "Сидур" - Словута (тип. А.Ш. Шапира) ; "Сеф-Ара-Тора" Шрифтзецера (1907), "Сеф-Ара-Агодол"( выходных данных нет), "Сидур" (нет титульного листа, нет выходных данных) (молитвенник) ; "Махзор" (молитвенник на праздники), (Вильна, тип. Р. Шадхан, 1897) ; "Хумушер" - Т. 5. (Варшава, тип. Алапина, 1879) ; "Сеф-Ара-Тора" (Варшава, 1878) ; и др.

Древний свиток Торы из синагоги сейчас находится в Научной библиотеке Иркутского государственного университета.

В библиотеке Молчанова-Сибирского также находятся некоторые книги из библиотеки синагоги: Еврейский ежегодник на 5663 год (1902-1903 г.): Календарь, справочный и литературный альманах с иллюстрациями. (Изд. Иосифа Лурье. 1902) ; Берман Л. Основы Моисеева закона: Руководство к законоучению для юношества. (тип. Л. Бермана и Г. Рабиновича. 1881). Руководство Л. Бермана ранее принадлежало еврейской школе. Кроме того, в Иркутской областной публичной библиотеке находятся Талмуд, Мишна и То-сефта. (изд. П.П. Сойкина, 1903), пять томов в десяти книгах; Гюссен Ю. "История евреев в России с иллюстрациями и картами". (1914), приобретенные в книжном магазине торгового дома П.И. Макушина и В.М. Посохина и др.

Частая беда синагоги — пожары — вновь напомнила о себе в 2004 году. На его тушение понадобилось восемь пожарных машин. Пожарным пришлось вскрыть купол и вылить несколько тонн воды. Вслед за пожаром прихожанам пришлось ликвидировать потоп. Здание, естественно, нуждалось в капитальном ремонте. Тот пожар был едва ли не самым разрушительным, на восстановление здания и возвращение прежнего облика потребовалось 5 лет. Городская администрация и меценаты выделили средства на проект и реконструкцию здания.

24 февраля 2009 года иркутская синагога буквально "восстала из пепла" — в этот день состоялось её торжественное открытие. На стене коридора, ведущего в молитвенный зал, можно увидеть символическое "дерево жизни" — на его листочках увековечены фамилии благотворителей, пожертвовавших деньги на восстановление синагоги.

Перед центральным входом в молитвенный зал прикреплен свиток с написанной от руки молитвой — мезуза. Пергамент для нее изготовлен в Израиле, специально для иркутской синагоги. Синагога была построена по проекту иркутского архитектора В. А. Кудельского.

Здание поражает своими размерами и интересной пластикой фасадов. Синагога имеет Т-образный план.

Количество верующих, посещающих синагогу, на конец XX века составляло более 300 человек. Сейчас в синагогу ходят пожилые люди, люди среднего возраста, дети и внуки прихожан. Есть и молодежь. Синагога не закрыта для посещения, поэтому в неё ходят все интересующиеся люди. Интересный факт – общину регулярно посещают люди не еврейской национальности. Иудаизм стал для них родной религией. В некоторых случаях они даже являются более ревностными приверженцами учения, чем сами евреи.
Иркутская синагога как нельзя более отвечает своему назначению – это не храм, а общественное место для молитвы. Люди собираются,чтобы совместно помолиться, пообщаться.

?

Иркутская синагога — единственная в Приангарье. Это не только духовный, но и культурный центр для исповедующих иудаизм в Иркутской области. Сегодня еврейская община восстанавливает утерянные в годы советской власти традиции — помимо обучения ивриту в синагоге проходят лекции по культуре, истории и обычаям еврейского народа.

Двухэтажное здание синагоги заметно издалека. Несомненное украшение улицы Карла Либкнехта привлекает деталями: богатой пластикой фасадов, контрастным сочетанием арочных дверей и окон с треугольными фронтонами. Если посмотреть вверх, взгляд невольно останавливается на небольшом куполе с шестиконечной звездой Давида. Справа от входа на стене размещена любопытная информация о евреях в Иркутске.

Внутри почти половину площади здания занимает молитвенный зал для мужчин, рассчитанный на 250 мест. Женщины молятся отдельно на балконе 2-рого этажа.

На первом этаже синагоги также находится миква.

На втором этаже расположены кабинеты руководителей общины,комната для занятий с детьми и компьютерный класс, еврейская библиотека.

Иркутское еврейское религиозное объединение входит в Федерацию еврейских религиозных общин России. В эту федерацию также входит Братская еврейская община.

Возглавляет общину главный раввин Иркутска и Иркутской области Аарон Вагнер. Я побеседовала с ним:

— Расскажите пожалуйста о текущих делах общины и о её планах:
— Сегодня община находиться на достойном уровне, я надеюсь, что мы эти обороты не будем снимать, несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию в стране, в которой находимся, потому что как мы знаем община помогает людям и, поэтому, трудности сегодня в экономике они влияют тоже на нас, но задача основная — это, не смотря на это, продолжать созидать.
— Текущие дела общины: слава Б-ГУ, что работает в общине много программ :для всех возрастов, мы сегодня можем представить с момента рождения и до момента смерти какие-то программы и люди ходят и мы видим последние годы большую активность людей среднего возраста. Вот так что все клубы, которые есть работают: есть клубы для среднего возраста, есть интеллектуальная игра "Хохма" (мудрость с иврита), в которой участвуют все желающие. Существует также: клуб-воскресная школа, клуб для пожилого человека, шахматы, мужской клуб, женский клуб, хор для пожилых людей, детский сад, который каждый день работает.
Можно перечислять много: клуб Интернет,клуб Кошер Шеф: где женщины, учатся готовить кошерную еду. Есть дополнительная программа детские комнаты в больницах, работа с ветеранами,уход за кладбищем.
— Аарон, расскажите пожалуйста подробней о клубе Кошер-Шеф для взрослых:
— Женщины учатся готовить кошерную еду: не именно еврейское. Это не еврейская кухня, каждый раз другая тематика, но, как мы знаем, что еврейская кухня должна быть кошерна и чтобы она соответствовала еврейским традициям, есть много активных женщин,которые участвуют в этом. А это вот дополнительно для женщин, которые работают, у которых есть семьи.
Есть и программа Кошер-Шеф для детей, проходит раз в какое-то время. Они все также слушают новые навыки приготовления.
— Какую помощь пожилым людям,малоимущим и сиротам сейчас оказываете?
— В общине, как таковых сирот почти нету. Сиротам помогаем и не евреям. Помогаем точечно, когда возникают ситуации, когда нужно что-то сделать. Пожилых людей и малоимущих община не забывает : когда им отмечаются дни рождения, даты, которые для них важны, когда годовщины разные, или перед еврейскими праздниками приезжают их поздравлять. Есть пожилые люди, которые не выходят из дому, перед Пейсахом молодой человек из общины едет по разным адресам и привозит продуктовый набор для Сейдера (трапезы). К сожалению, неходящие есть и среди людей среднего возраста.
Главное в общине общение ,люди, которые познакомились в ней, общаются не только в условиях синагоги, что и на деле реализуется. Синагога не только для пожилых.
— Расскажите пожалуйста о еврейской воскресной школе.
— Там у них и изучение языка иврита ,и лепка, и традиции, и английский язык и многое другое, но всё ровно у нас основное, детский сад.
— Есть ли сотрудничество с другими синагогами России ?
— Да,общаемся постоянно и сотрудничаем.
— Сотрудничаете ли Вы с другими конфессиями?
— У нас хорошие отношения со всеми конфессиями. Они берут что-то от нас, мы берём что-то от них, бывает нужно получить совет,решить какой-то вопрос.
— Сотрудничаете ли Вы с музеем истории Иркутска?
— Мы сотрудничаем с музеем Иркутска, и это не только выставки. В музеи города существует небольшая экспозиция о жизни еврейского народа в Иркутске.
— А какие планы на ближайшее будущее?
— Как таковых планов нет,чтоб и дальше всё действовало.
Пожелаем общине успехов.

Материал подготовила журналист Лилия Фрайзингер.

Елена Петрова, по материалам портала Регионы России
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (0)

Добавить комментарий

 

Курсы реставраторов в Москве

Подробнее, о удаление плесени в Санкт-Петербурге

Спонсорская лицензия в Великобританию

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц