Новосибирские археологи нашли уникальное изображение дракона на оберегах
* Неизвестная Сибирь
Обычно образ дракона ассоциируется исключительно с Китаем, однако, как выяснилось, в I тысячелетии до н. э. на территории Южной Сибири сформировался оригинальный взгляд на это мифическое существо, не связанный с китайской традицией .
Ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, доктор исторических наук Андрей Бородовский исследовал изображения дракона на поясных пряжках Июсского клада и установил оригинальное происхождение этого образа на территории Южной Сибири периода "раннего железа".
"В Китае рассматриваемого периода - ханьской эпохи - ещё не существует устоявшегося образа дракона, который позже станет одним из главных символов китайской идентичности, - отметил ученый. - Вместе с тем в Сибири мы имеем сформировавшуюся композицию изображений этого дракона в характерной змееобразной позе".
Изображения размещаются на металлических поясных пряжках, которые являются характерной чертой кладов Южной Сибири рубежа эр: Косогольского, Знаменского. Однако именно в Июсском кладе, найденном в 1970-х годах на севере Хакасии, таких пряжек наибольшее количество. Дракон на предметах южно-сибирских кладов показан в движении, словно закручиваясь по спирали - в отличие от традиционного вида китайского дракона, который движется зигзагообразно.
Фигура дракона на поясных пряжках исполняла роль оберега и должна была защитить своего владельца от опасностей. При этом пряжки, найденные в разных кладах, не идентичны - они отличаются по размеру и деталям изображения. Вероятно, такие предметы производили серийно, отливая с разных форм, созданных по одному канону.
"Хотя территория Южной Сибири в конце I тысячелетия до н. э. подверглась очень сильному китайскому влиянию, бляхи с изображением июсского дракона, скорее всего, имеют местное оригинальное исполнение — то есть это не какая-то копия. Это самостоятельное развитие образа, - подчеркнул Андрей Бородовский. - Фигура дракона - некий знак, позволяющий нам говорить, что Сибирь как культурная территория всегда обладала набором своеобразных, специфических черт".
По мнению археолога Виталия Ларичева, значение дракона также можно объяснить через древние представления в сфере календарной и астрономической символики. Так, в китайском словаре "Шоу Вэна" (200 год н. э.) читаем: "Дракон в день весеннего равноденствия взлетает в небо; в день осеннего равноденствия ныряет в бездну, покрывается грязью". Так как Июсский клад расположен рядом с местами возможных палеоастрономических наблюдений, а пряжки с драконом помещены в землю, такая трактовка тоже возможна.
Как считает Андрей Бородовский, на территории Южной Сибири сложился определённый канон изображения дракона, который просуществовал с конца I тысячелетия до н. э. до II века н. э. Затем он исчез и больше никогда не воспроизводился, позднее создавались лишь кальки с китайской традиции.
Из газеты "Наука в Сибири" .
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ