Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Стать научным коммуникатором за три дня

Кто такой пикчер, где можно "потрогать" науку и что нужно знать, чтобы написать научно-популярную новость? На эти и многие другие вопросы ответили эксперты Школы научных коммуникаций, которая прошла 16–18 октября в НГУ. Три дня студенты, научные сотрудники и журналисты учились писать о науке просто и доступно, а также получали опыт самопрезентации и навыки решения форс-мажорных ситуаций.

День 1. Что такое научные коммуникации и зачем они нужны?

Понедельник, 9:00. Пасмурно и идет дождь. Сонные лица в маршрутках. Обычный рабочий день? Но только не у меня! Сегодня первый день Школы научных коммуникаций, а это значит, что скучать не придется.

На открытии Школы собралось много людей, все волнуются. Ректор НГУ Михаил Федорук поздравил участников и поблагодарил организаторов мероприятия. Теперь можно начинать. Сегодня у нас в программе лекции и панельная дискуссия.

Первым выступает Павел Одинев, главный редактор интернет-сообщества "Образовач" . На примере этого СМИ рассматриваем устройство и работу научно-популярного сообщества, а также узнаем, кто такой пикчер, что он делает и чем отличается от обычного иллюстратора. Оказывается, пикчер — это профессия. Его главная задача состоит в том, чтобы иронически переосмыслить новостной сюжет и перевести его в бытовую, понятную всем тематику. "У каждого пикчера индивидуальный стиль, своя ирония. Вы можете это понять, если полистаете стену сообщества" – отметил Павел Одинев. Что касается запретов, то их практически нет – можно шутить на любую тему, но редактор проверяет каждую новость перед ее публикацией.

Аудитория "Образовача" насчитывает порядка 500 тысяч пользователей во всех соцсетях, в основном это молодые люди от 18 до 25 лет, поэтому юмористический формат подачи новостей вполне оправдан. Сообщество выступает в качестве посредника между наукой и молодежью, тем самым помогая в продвижении науки.

Выпив по чашке кофе, отправляемся слушать про научную коммуникацию, тренды и системную поддержку в России. Лекцию читает Наталья Смелкова, руководитель группы развития инфраструктуры "РВК" . Она рассказывает о том, как обстоят дела с популяризацией науки сегодня. Заинтересовать людей помогают такие крупные объединения как Роскосмос, Skolkovo, Научный субботник и другие. "Увеличивается число проектов, которые поддерживаются государством, появляются всевозможные музеи и центры развития науки, меняется и медийная повестка в целом," – подмечает позитивные изменения Наталья Смелкова.

Но, к сожалению, интерес публики к науке растет не так быстро, как хотелось бы. Для того, чтобы это изменить, нужно работать в трех направлениях: во-первых, над готовностью аудитории воспринимать "научную информацию", во-вторых, работать с теми, кто производит контент, и, в-третьих, привлекать внимание инвесторов.

После обеда начинается лекция Антона Шарыпова, директора интерактивного музея науки "Ньютон Парк" . "Ньютон парк" – это такое место, где науку можно "пощупать" и по-настоящему с ней взаимодействовать. Если верить видеоролику, который показал Антон Шарыпов, в этом месте происходит настоящее волшебство! Главная задача музея – просветить и замотивировать молодежь, но, как подчеркивает директор, важно не превратиться в аниматоров и соблюсти баланс между наукой и простым развлечением. Удивительно, что первые экспонаты Антон Шарыпов вместе со своим отцом сделали в гараже. Сегодня же "Ньютон Парк" – это масштабный интерактивный музей, который постоянно развивается и обновляется (иначе как поддержать интерес аудитории?). Кроме того, директор постоянно проверяет знания сотрудников, устраивая экзамены.

День завершился панельной дискуссией, на которой эксперты обсудили взаимовыгодное сотрудничество ученого, коммуникатора и общества, а также обозначили этические границы, которыми должны руководствоваться участники коммуникации.

День 2. Учимся договариваться и писать о сложном просто

В начале второго дня с новыми силами идем слушать лекцию Юлии Поздняковой, начальника управления по пропаганде и популяризации научных достижений СО РАН , про PR в научных коммуникациях. Для того, чтобы пиарщик мог достигнуть необходимых целей, нужно провести SMART-анализ. Что это такое? Это способ, который помогает проанализировать информацию и ответить на четыре важных вопроса. Во-первых, стратегически ли важна цель? Во-вторых, измерима ли она и как вы узнаете, что достигли ее? В-третьих, трезво оцените ситуацию: реалистичен ли ваш замысел? В четверых, актуально ли это сейчас? Задачи всегда должны быть сопоставимы с целями. Кроме того, пиарщикам и журналистам важно изучать "рынок".

После кофе-брейка Елена Костяшина, начальник отдела по связям с общественностью НГУ , поделилась с нами простыми, но важными советами о том, как договориться со СМИ. Журналисты — такие же люди, как и все остальные, поэтому к ним нужно относиться по-человечески доброжелательно. Стараться поддерживать приятельские отношения с разными СМИ, а пресс-релизы рассылать не всем подряд, а в зависимости от интересов организации. Не стоит забывать о таких качествах, как открытость и доступность, – это значит, что до вас можно легко дозвониться, вы всегда ответите, а также выполните поручение оперативно и в срок. Следуя этим советам, можно найти общий язык с любыми СМИ и сформировать лояльный пул не только журналистов, но и экспертов.

Теперь настало время применить полученные знания. Писать научно-популярную новость участникам Школы помогали Егор Задереев, руководитель группы научных коммуникаций Федерального исследовательского центра Красноярского научного центра СО РАН, и Юлия Позднякова . Хорошая новость, по мнению экспертов, должна быть содержательной, понятной, с интересными деталями и, конечно, актуальной. Началась практика с того, что нужно было придумать яркие и информативные новостные заголовки. У нас было около десятка аннотаций к научным статьям и много-много непонятных слов родом из различных сфер: от физики до медицины.

Я и моя напарница как настоящие гуманитарии хотели создать оригинальный интересный заголовок с метафорами и необычными сравнениями. Но так, к сожалению, оказалось нельзя. Дальше писали лид или лидирующий абзац – это "аннотация" статьи, несколько предложений, которые заинтересуют читателя. Нам досталась статья про косметический гель от аллергии и насморка. Эксперты сделали пару замечаний, но в целом одобрили нашу работу. Они посоветовали избегать разного рода терминов, в нашем случае страшный "острый ринит" лучше было заменить на "насморк".

День 3. Полное погружение

В этот день в Школе научных коммуникаций одновременно открылись две секции: научно-популярные тексты и ивенты. Участники должны были выбрать интересное им направление и совершить в него "полное погружение".

На секции "Тексты" до обеда с нами работала редактор электронной версии издания "Наука в Сибири" Екатерина Пустолякова . Она рассказала о том, как выбрать тему, договориться с учеными и написать научно-популярный текст. Мы поговорили о том, какие приемы нужно использовать для привлечения читателя, как создать хороший заголовок и информативный лид. После лекции аудиторию ожидала встреча с ученым, который рассказал о своей недавней экспедиции на Север. На написание новости об этой экспедиции нам было дано всего сорок минут. С непривычки оказалось сложно: рассказывал геофизик много и подробно, а осветить нужно было что-то одно.

Во второй половине дня Сергей Спицын, обозреватель информагентства "ФедералПресс" , вывел пять качеств хорошего эксперта и озвучил несколько правил, которых он придерживается при написании текста. Позже мы разбились на пары, и каждой достался инфоповод, на основе которого нужно было написать новость. Ах, если бы все было так просто! Для каждого текста требовался комментарий эксперта. А чтобы получить комментарий, нужно сначала найти контакты этого эксперта. Здесь любые методы хороши: Google, личные знакомства, различные пресс-службы и телефонные справочники. Оказалось, можно даже бегать по университету в поисках нужного человека и звонить в серьезные организации.

В это же время участники другой секции пробовали себя в организации ивентов (мероприятий) по предложенным условиям. К примеру, одна из команд устраивала лекцию абстрактного математика, который делает расчет калорий по новой математической методике, в … фитнес-клубе!

Последнюю лекцию о том, что интересно аудитории, зачем обществу журналист и на какие ключевые вопросы он должен для себя ответить, прочитала Виктория Беленко, заведующая кафедрой массовых коммуникаций отделения журналистики Гуманитарного института НГУ . Журналист в первую очередь представляет интересы общественности, а также имеет право получать и распространять информацию. Занятно то, что интерес аудитории держится на трех китах. Первое — "бог", а именно крупицы научного объяснения мира, которые человек собирает и хранит в своем сознании. Второе – "желудок". Это конечная точка интереса аудитории к научным темам. Третье – "зеркало". Людям интересна личная жизнь ученых, истории о человеческих отношениях, о том, как они уже было опустили руки, но вдруг случилось чудо. Но ученые, как мы знаем, люди очень серьезные и такие подробности рассказывают редко. А зря! "Важно помнить, что журналист — это критик, прокурорский взгляд на проблему, персону или событие", — отмечает Виктория Беленко.

По окончании Школы научных коммуникаций каждый ее участник получил свой честно заработанный сертификат, колоссальный опыт и навыки в работе с наукой.

Текст: Анна Патрушева

Фотографии взяты из официальной группы Школы научных коммуникаций в ВК

Виктория Пешкова, по материалам НГУ
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (0)

Добавить комментарий

 

Мужской татуаж мастер

Подробнее, о монтаж сплит систем в Новосибирске

Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц