Ваш груз плохо пахнет: таможня до сих пор не пускает судно из КНДР в порт Владивосток
Теплоход Man Gyong Bong оказался заложником ситуации с трактовкой резолюции ООН в отношении Северной Кореи Станислав Кузнецов
Северокорейское судно Man Gyong Bong с 31 января не может попасть к причалу в Морском порту Владивостока. Еще в субботу был подан сигнал SOS , но с этого момента ничего не поменялось.
Теплоход, хоть и не сразу, получил топливо с танкера. 5 февраля на судне, по информации от гендиректора компании-судовладельца "ИнвестСтройТрест" Владимира Баранова, подошли к концу запасы пищи для экипажа из 30 граждан КНДР.
Капитан морского порта Владивосток Александр Ванюков запретил судну швартовку из-за позиции Дальневосточного таможенного управления относительно груза в трюмах судна. По мнению таможенников, на груз (корма для животных), который планировалось выгрузить во Владивостоке, распространяется запрещение Совбеза ООН на прямые или косвенные поставки определенных товаров из КНДР .
Вполне понятно, что мнение таможенных властей и перевозчика расходятся по данному вопросу диаметрально. "КП" разбиралась в доводах обеих сторон.
Версия перевозчика
Корм для животных, около 100 тонн которого доставил во Владивосток Man Gyong Bong, принадлежит китайской компании Hunchun Hanya AquatisProducts Co. LTD. Компания базируется в пограничном с КНДР городском уезде Хуньчунь Яньбянь-Корейского автономного округа китайской провинции Цзилинь.
Согласно документам, которые сопровождают груз, оттуда корм для животных следовал в южнокорейский Пусан транзитом через порт Раджин и Владивосток (Коносамент). Именно во Владивостоке должна была состояться перегрузка с Man Gyong Bong на другое судно, которое шло в Республику Корея.
По документам груз представлял собой пищевую пасту для животных. А если точнее, растворимые рыбные продукты или продукты из морских млекопитающих животных. Именно так груз был определен согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ( Китайский сертификат происхождения, имеется в распоряжении "Комсомолки" ). По этому документу, она относится к продуктам, используемым для кормления животных, получаемым из остатков и отходов пищевой промышленности. Общая группа для этих товаров — 2309. Именно эти четыре цифры и позволяли грузу спокойно перемещаться из Северокорейского порта на судне под флагом КНДР. Ведь данная категория не подпадает под санкции Совбеза ООН, запрещающие Северной Корее внешнеторговые операции.
"Когда нашей компании в декабре предложили контракт на перевозку этой продукции, я получил образцы и предъявил их нашей таможне. Никаких возражений у нее не возникло. Только запах не понравился", — рассказывает Владимир Баранов.
Насчет запаха не поспорить, благородным его никак не назовешь. По мнению корреспондента "КП", основные, с позволения сказать, нотки в этом букете принадлежат аромату тухлой рыбы. Но в общем ничего страшного. В подтверждение этого два контейнера корма были в декабре доставлены во Владивосток и позже отправились в Пусан. Тогда таможня, пограничники и порт никак не препятствовали движению товара.
Именно поэтому перевозчик вместе с экипажем судна были очень удивлены, когда 31 января судну не разрешили зайти в порт.
Версия таможни
Как уже писала 3 февраля "КП" — Владивосток", 31 января капитан порта получил письма за подписью заместителя начальника Первомайского таможенного поста Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) капитана таможенной службы Николая Иванова. В них говорится, что "фрахтователем т/х Man Gyong Bong является ООО „РосКор“ в лице директора В. В. Баранова". И в полном соответствии с фактами поясняют капитану морского порта Владивосток Александру Ванюкову, что это нарушает указ президента о мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН в отношении КНДР. Дело в том, что российским гражданам и организациям запрещено в любом виде эксплуатировать суда под флагом Северной Кореи.
Следующим письмом таможня сообщает о наличии на борту корма для животных, который является сельскохозяйственным товаром, а значит, подпадает под действие пункта 6 Резолюции Совета безопасности ООН № 2397(2017) от 22 декабря 2017 года. Копии писем имеются в редакции (Таможня 31.01-1, Таможня 31.01-2).
Письма направлялись "для рассмотрения и принятия решения о возможности запрета захода вышеуказанного судна в порт Владивосток". Как показали дальнейшие события судно к причалу не допустили. О чем и уведомил судового агента письмом от 2 февраля (Капитания 02.02) капитан порта Ванюков. А таможня тем временем подчеркивает, что ее письма никого ни к чему не обязывали и полномочий запретить вход судна в порт и постановку к причалу у нее нет (Таможня 02.02).
Журналисты "КП" — Владивосток", правда, пришли к несколько другим выводам.
Дело в том, что среди российских юридических лиц нет ООО "РосКор" с директором В. В. Барановым. Это легко установить, сверившись с Единым Государственным Реестром Юридических Лиц (ЕГРЮЛ). Зато есть совместная северокорейско-китайская совместная компания с таким названием. Юридическим адресом совместного предприятия является квартал Чхенпхён в городе Расон. Согласно регистрационным документам, выданным северокорейской стороной, компания занимается международными грузовыми и пассажирскими, в том числе и круизными, морскими перевозками и транзитной перевалкой грузов через порт Раджин.
Именно эта компания и является фрахтователем теплохода Man Gyong Bong. Владимир Баранов, в свою очередь, является законным представителем настоящей компании "РосКор" в РФ. А возглавляемое им российское ООО "ИнвестСтройТрест" является генеральным агентом "РосКор" в порту Владивостока.
Примерно так же обстоит дело и с грузом. Дело в том, что есть запрет для КНДР на торговлю продовольственной и сельскохозяйственной продукции отнесенной к группам 07, 08, 12 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. А запрета на группу 29 в которую входит груз Man Gyong Bong, нет.
По словам самого Баранова это означает, что по здравому смыслу и юридическому основанию, фрахтователю и его представителям вообще не интересна дальнейшая судьба груза после его доставки во Владивосток: "Мы не экспедиторы, у нас свой, ограниченный набор полномочий. Если таможенным органам не нравится груз, они могут его арестовать или уничтожить — поступить, как предписывает закон. Но только после того, как мы его выгрузим на причал".
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ