Конференция, посвященная памяти архимандрита Софрония (Сахарова), состоялась в Москве

25 октября 2016 года в Доме Русского зарубежья им. А.И. Солженицына в Москве состоялась международная научно-богословская конференция  "Духовное наследие архимандрита Софрония (Сахарова)  и его значение в современном мире". Мероприятие было приурочено к  120-летию со дня рождения выдающегося богослова XX века.

Участие в форуме приняли священнослужители, философы и искусствоведы. Собравшиеся говорили о богословском творчестве архимандрита Софрония, делились воспоминаниями о нем и размышляли о его художественном даре.

Слова приветствия в адрес участников конференции направил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . В частности, он поделился тем, какое впечатление произвела на него первая встреча с архимандритом Софронием. "Эта встреча со старцем навсегда осталась в моей памяти: навстречу мне поднялся человек невысокого роста, очень худой, с немощным, старческим телом и светлым, живым, даже юношеским духом... В его лице я увидел человека, который достиг того, что на святоотеческом языке называется "обожением". Он был словно озарен, пропитан Фаворским светом... После Литургии старец проводил беседы с прихожанами в монастырском храме и рассказывал много интересных историй из своей жизни. Он всегда с большой теплотой вспоминал прп. Силуана Афонского и часто при этом его глаза увлажнялись слезами. Отец Софроний обладал даром слез и у него было милующее сердце, которое, по словам прп. Исаака Сирина, возгорается любовью о всяком творении, о всяком человеке и даже о врагах Истины".

Похожее впечатление произвел старец на философа и миссионера Татьяну Горичеву, которая в советское время организовала у себя дома евангельский кружок, где люди знакомились с православным наследием. Татьяна встретилась с отцом Софронием в Англии. "В нем было русское пламя христоцентричности.  Отец Софроний поразил меня внутренней свободой, дерзновением, сильным творческим началом, — сказала Т. Горичева. — При этом он был монах, живущий в совершенном послушании Богу. Поразительное сочетание старчества с почти детской искренностью".

В ходе конференции прозвучали доклады о богословском наследии схиархимандрита Софрония. Так, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , к.ф.н. диакон Павел Сержантов выступил с докладом "Ступени лествицы и три этапа духовной жизни у старца Софрония".

Выступление английского богослова иеромонаха Серафима (Альди) (Оксфорд) было посвящено теме соотношения Бога и человека и их взаимоотношений друг с другом.  Автор взял за основу терминологию паламитов (последователей святителя Фессолоникийского Григория Паламы), которые различали в Боге сущность и энергию. По мнению паламитов, человек не может приобщиться Божественной сущности, которая всегда остается недоступна для нас, но может приобщиться Божественной энергии. Именно Божественная энергия, или как ее обычно называют  ? благодать, становится той силой, которая преображает человека и делает его подобным Богу. Богословие Софрония (Сахарова) автор доклада постарался рассмотреть через учение паламитов и пришел к выводу, что богословие старца Серафима идентично учению паламитов.

Сравнительному анализу религиозно-философского творчества русского философа Евгения Трубецкого и богословия старца Софрония был посвящен доклад "Как один философ держал ум свой во аде и не отчаялся" священника Георгия (Белькинда) (Образовательный фонд им. Сергея и Евгения Трубецких) .

Один из организаторов конференции художник Анна Кузнецова рассказала о малоизвестной стороне жизни старца Софрония  ? его художественном даре и внутренней борьбе Сергия Сахарова (будущего старца Софрония) "между искусством и молитвой, то есть между двумя формами жизни, которые требуют всего человека" (цитата старца из книги "Письма в Россию").

"Сергей Сахаров ушел в монахи не от творческого кризиса, неуспеха или беспомощности, его карьера как раз складывалась весьма успешно и многообещающе. То есть, это было не разочарование, а именно борьба, еще раз повторю слова старца, между "двумя формами жизни",  — отметила Анна Кузнецова.  — Оставив парижский богословский институт и уехав на Афон, он приблизился тем самым к другому типу творческого акта,   основанного на отсечении своего "я", на добровольном отказе от всякой "самости" в своем аскетическом делании. Создавая потом во Франции свой главный труд "Старец Силуан", архимандрит Софроний явил нам пример именно такого высочайшего творчества". Анна Кузнецова рассказала также о выставке "Цвет Адама", которая прошла в рамках конференции. Ее авторы  — современные художники Анатолий Комелин, Андрей Колосов и реставраторы Андрей Бринцев и Константин Муравьев представили свои работы на афонскую тематику. На выставке можно было увидеть архивные материалы  — автографы архимандрита Софрония, письма к нему и др.

Тема творчества нашла отражение и в выступлении народного артиста России и Украины Валерия Ивченко "Творчество и вдохновение как дар свыше: отец Софроний как духовный наставник для современного человека". Он представил также литературно-музыкальную композицию, в которой соединились произведение Арво Пярта "Плач Адама" и отрывки из "Поэмы об Адаме" прп. Силуана Афонского.

Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова рассказала об истории создания фильма "Письма в Россию", посвященного отцу Софронию, и судьбе его трудов в России. На конференции был продемонстрирован фрагмент этой картины (режиссер А. Алексеев, продюсер Н. Родоманова).

В завершение конференции прошла презентация книги монахини Гавриилы (Эссекс, Великобритания) "Искание совершенства в мире искусства. Творческий путь отца Софрония (Сахарова)".

На конференции свои доклады также представили: преподаватель ПСТГУ Сергей Чурсанов — "Богословское служение архимандрита Софрония (Сахарова)", старший научный сотрудник Ксения Ермишина (Дом Русского зарубежья, Москва)  — "Преображение жизни и личности как смысл Евангелия в трудах архимандрита Софрония (Сахарова)"; художник, действительный член Российской академии художеств  Ирина Старженецкая "Опыт работы художника с библейской темой: антиномии творчества" и др. 

"Церковный вестник" / Патриархия.ru

Елена Петрова, по материалам Московский Патриархат РПЦ
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
07:26 30.10.16