Когда профессия становится смыслом жизни - Vesti95.Ru

Когда профессия становится смыслом жизни

"Учитель – свеча, которая
светит другим,
сгорая сама"
Джованни Руфини

На страницах "ВР" мы часто рассказываем об опытных учителях республики, настоящих мастерах педагогического труда. Их много, педагогов с большой буквы, одаренных, неутомимых профессионалов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, тех, кто однажды и навсегда сделал тяжелый труд учителя частью своей жизни. И каждый из них заслуживает к себе особого внимания, достоин приятных слов в свой адрес.

Учитель неустанно и целеустремленно ведет своих учеников сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный гражданский подвиг. Он дает детям знания, воспитывает в них желание и стремление постичь окружающий мир, учит справедливости, готовит к большой самостоятельной жизни. "Учитель создает нацию", – так высоко оценил труд учителя первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров.

Для Тамары Баудиновны Оздамировой, учителя химии и биологии ООШ села Катыр-Юрт Ачхой-Мартановского района, этот учебный год был 43-м по счету. Если мысленно оглянуться и призадуматься – в стенах школы, на уроках, у классной доски прошли лучшие годы её жизни. А подсчитать скольким ученикам она преподала знания, вселила веру в свои силы и возможности, скольким внушила быть дисциплинированным, выдержанным, ответственным, помогла стать нравственно чистым, духовно богатым, наверное, уже и не получится. "Все годы прошли как один день. И как хорошо, когда профессия, избранная однажды, становится смыслом твоей жизни, и человек ради этого готов пожертвовать всем, что у него есть", — говорит Тамара Баудиновна.

Так случилось и с Тамарой. Но педагогом она стала не сразу.

Как это часто бывает у молодежи, Тамара не сразу обнаружила в себе желание стать учителем, хотя в глубине души мечтала об этом. Наверное, поэтому после окончания 9 классов она поступила в Грозненское медицинское училище (ныне колледж), после окончания которого в 1971 году трудовую деятельность начала в качестве медицинской сестры фельдшерского пункта села.

Но девушка не была удовлетворена избранным делом. Её влекло в школу, к детям. Да и престиж учителя в эти годы был на высоком уровне – он почитался самым грамотным и образованным в обществе, пользовался уважением и почетом.

Желая поменять случайно избранную профессию, Тамара в том же году устраивается на работу в восьмилетнюю школу села, где директором работал умудренный жизненным опытом и уважаемый человек, умелый руководитель, большой знаток чеченского фольклора Ахмед Астамиров. Его давно нет среди нас, но о его юморе, шутках, метких выражениях до сих пор не забыто в народе.

Под его руководством начала Тамара свой трудовой путь в учительскую профессию. Ей сразу же поручили вести уроки в начальных классах. Как вспоминает теперь Тамара Баудиновна, она с волнением и осторожно вошла в класс на свой первый урок в качестве учителя. Но когда она увидела, что на неё устремлены любознательные, ждущие от неё чего-то интересного, детские глаза, нашла в себе силы, собралась с мыслями и начала знакомство, прося каждого подробно рассказать о себе, своих увлечениях, родителях. Это оказалось очень уместным. А еще больше на них возымел её рассказ о селе, уважаемых сельчанах. Дети слушали как завороженные – они в этот день со слов учителя открывали для себя много нового о своей малой родине. Знакомство состоялось. Сомнения еще были. Но желание стать настоящим учителем взяло верх над раздумьями: "Получится ли из меня настоящий учитель?" Постепенно Тамара освоила методы ведения урока, выработала навыки взаимопонимания с детьми, их родителями, в коллективе стала выделяться как преуспевающий педагог, ответственный учитель.

Продолжая трудиться учителем начальных классов, Тамара поступила в университет, после окончания которого стала вести уроки химии и биологии.
Еще с большим желанием и стремлением открыть перед ребенком удивительные, происходящие ежеминутно вокруг каждого из них природные явления, химические преобразования, работает учитель. Её уроки для учащихся – это удивительный поход в мир нового, неизведанного, увлекательного. Работая над решением проблемы

"Активизация познавательной активности учащихся на уроке", учитель стремится, чтобы у каждого учащегося формировались такие качества, как самостоятельность, конструктивность, оригинальность мышления, умение самостоятельно добывать знания. Для успешного решения поставленных задач и целей ею используются разнообразные методы и формы работы: комбинированные уроки, лекции, семинары, ролевые игры, уроки путешествия. На уроках и во внеурочное время Тамара

Баудиновна уделяет большое внимание индивидуальной работе с учащимися, стараясь найти отдельный подход к каждому, а в конечном итоге, заинтересовать учащихся интереснейшими науками.

С годами учительница набралась опыта и в коллективе считается как грамотный и целеустремленно работающий педагог. Теперь уже Тамара Баудиновна делится своими педагогическими знаниями и опытом с более молодыми, начинающими учителями, проводит открытые показательные уроки, семинары, выступает с докладами и сообщениями. Традицией стало проведение ежегодных предметных олимпиад среди учащихся, участие в конкурсах и викторинах, в общешкольных мероприятиях, что также способствует умственному развитию и воспитанию норм поведения и отношения учащихся к учебе.

Как и многие, Тамара Оздамирова считает, что учитель в душе всегда остается молодым.

- Он должен быть в настроении, никогда не оставаться в стороне от происходящих вокруг событий, интересоваться политикой, быть в курсе жизни села, знать, чем живет страна, республика, ибо ученики могут опередить его – и тогда авторитет учителя может быть принижен. Дети, подобно чувствительному механизму, ощущают любую фальшь и лицемерие. Большую и значимую роль в успехе учителя играет его знание детской психологии, правильно поставленная воспитательная работа. Современный ритм сегодняшней жизни требует от учителя профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Учитель всегда должен гореть как свеча, освещая пространство вокруг себя. Этим правилам я и стараюсь следовать, – говорит Т. Оздамирова.

В этом учебном году Тамара Баудиновна являлась классным руководителем 7 класса, где вместе с учащимися прожила интересную и насыщенную жизнь. По её словам, это был наполненный разнообразными мероприятиями, классными часами, встречами с интересными личностями учебный год, где во главу были поставлены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся. В процессе участия в них у детей вырабатывались и закладывались в сознании такие черты характера, как дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки, коллективизм, патриотизм, любовь к родине, ко всему, что связывает их со своим народом и нацией.
Скромная, доброжелательная, внимательная и отзывчивая Тамара Баудиновна больше привыкла отдавать людям добро, нежели требовать к себе внимания. Наверное, поэтому она не удостоилась за свой свыше сорокалетний педагогический труд особых наград и званий. В 1987 году ей было присвоено звание "Старший учитель" и неоднократно награждалась почетными грамотами районного отдела образования и администрации района. И все…

Тамара Баудиновна не только хороший учитель, она прекрасная мать, супруга, хозяйка своего дома. Рядом с ней всегда, поддерживая в трудные минуты и деля радости, шел её супруг, тоже учитель по образованию Шамиль Оздамиров. Оба скромные, добропорядочные, почитаемые и уважаемые сельчанами – они под стать себе вырастили и своих троих сыновей. И в каждого из своих детей вложили нравственные начала, научили с уважением относиться к людям, почитать старших. Культом в семье всегда были честный, добросовестный труд и учеба. Все три сына получили высшее образование и трудятся на благо республики и своего народа.

От души поздравляю Тамару Баудиновну с успешным завершением очередного учебного года, желаю здоровья, семейного благополучия, сил и вдохновения в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

Малика Абалаева

№ 118 (2302)

Любовь Егорова, по материалам Vesti95.Ru
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
16:42 18.06.14