Всё обо всём

Производители и рекламщики добровольно отказались от маркетинговых приёмов, вводящих потребителя в заблуждение относительно содержания алкоголя в пиве




В российском законодательстве предусмотрены особые требования для продвижения отдельных категорий товаров. Основные принципы здесь заключаются в соблюдении ряда ограничений, выборе правильных способов размещении рекламных материалов. Для примера возьмем алкоголь: действующими нормами запрещается демонстрировать привлекательность спиртных напитков, недопустимо утверждение о способности алкоголя устранять чувство жажды, реклама должна содержать предупреждение о рисках для здоровья, занимающее минимум десятую долю общей поверхности поста и выполненное крупным разборчивым шрифтом.
Алкогольные товары разрешено рекламировать исключительно в местах розничной торговли этими товарами, например, внутри ресторанов, баров, магазинов, при условии соблюдения обязательных требований информирования потребителей. Нарушение правил приводит к признанию рекламы ненадлежащей.
Особое внимание уделяется распространению образцов: дегустации возможны лишь в специализированных точках продаж, а розыгрыши призов разрешены исключительно среди тех, кто приобрел алкоголь.
Некоторые послабления сделаны для вин и игристых напитков, произведённых из отечественного сырья: допускает телевизионная и радиореклама в ночное время суток, исключая эфиры детских и юношеских соревнований.
Специальные правила существуют и для рекламы пива: изделия с крепостью больше половины градуса подчиняются таким же строгим условиям, как и прочий алкоголь, с единственным послаблением — реклама такого продукта возможна в изданиях прессы, кроме обложек. Что касается заведений общественного питания типа пивных баров, если в рекламном материале упомянуто слово «пиво» или присутствуют ассоциации с этим продуктом, то такая реклама рассматривается аналогично рекламе самого напитка. Напротив, безалкогольная версия пива освобождена от жёстких ограничений, характерных для алкогольного сегмента. Её продвижение регулируется общими правилами, применяемыми ко всей остальной продуктовой линейке, единственное условие — очевидность отсутствия алкоголя путём визуального обозначения или текста. Этикетка безалкогольного пива должна ясно указывать, что содержание этанола составляет не более полпроцента объёма готового продукта.
Стоит добавить, что по данным официального сайта ФАС России производители и рекламные агентства добровольно взяли на себя обязательство регулировать продвижение безалкогольных сортов пива. Представители отрасли подписались под соглашением, закрепляющим принцип честной игры и отказа от маркетинговых приёмов, вводящих потребителя в заблуждение относительно содержания алкоголя. Основная задача подобного подхода заключается в недопущении случаев введения публики в заблуждение относительно наличия алкоголя в продукте, обозначенном как безалкогольный. Данный документ появился вследствие озабоченности участников соответствующего товарного рынка возможными изменениями законодательства, озвученными депутатами в весеннюю сессию 2025 года. Таким образом, введение самоограничений станет превентивной мерой против потенциального усиления регуляторных норм в будущем», - комментирует доцент Ставропольского филиала Президентской академии Анна Минина.