В России возможен переход к реестровой модели и организованному въезду трудовых мигрантов
Недостаточно контролируемые миграционные процессы, наблюдаемые сейчас в Росси, порождают формирование обособленных этнических территорий, где сосредотачиваются представители одной народности. Параллельно происходит серьезное давление на системы медицинского обслуживания и образовательные учреждения из-за возрастающего числа приезжих. Местное население постепенно вытесняется из отдельных экономических секторов, что усугубляет противоречия. Напряженность между постоянными жителями и мигрантами провоцирует религиозные конфликты и межнациональную вражду. Одновременно государство несет финансовые потери: иностранные работники избегают налоговых обязательств, а конвертация заработанных средств в иностранную валюту приводит к оттоку капитала в государства их происхождения.
Выходом из сложившейся ситуации видится формирование упорядоченного механизма привлечения зарубежных кадров. Суть инициативы заключается в переходе к реестровому принципу привлечения зарубежных кадров в Российскую Федерацию, где централизованный отбор персонала станет ключевым инструментом закрытия вакансий. Такая трансформация связана с потребностью страны в упорядочивании сферы трудовой миграции.
В концепции, разработанной силовым ведомством, предусматривается передача Министерству внутренних дел функций по выстраиванию данной системы, тогда как расчет требуемого количества трудовых мигрантов отойдет к Министерству труда. Согласно новой схеме, трудоустройство граждан других государств станет возможным лишь после безуспешных попыток найти российских кандидатов, причем службы занятости обязаны оперативно обрабатывать поступающие запросы от нанимателей. Специалисты, успешно завершившие все проверочные процедуры у себя на родине, будут направляться напрямую к зарегистрированным работодателям.
Ключевым нововведением может стать переход к реестровой модели вместо действующей практики оформления различных разрешительных бумаг – патентов, документов на использование и привлечение зарубежных специалистов. Предварительное анкетирование нанимателей силами Роструда, МВД и Минтруда позволит заблаговременно определять потребность в кадрах: требуемое количество, профессиональный профиль и страны происхождения специалистов.
Однако часть бизнес-сообщества и профсоюзные объединения называют утопией планы по тотальному переводу найма зарубежных специалистов на организованную систему, предупреждая о неминуемых административных барьерах. Сохранение патентной системы для трудовых мигрантов отстаивают некоторые специалисты, аргументируя это потребностью бизнеса в мобильных кадровых ресурсах. По их мнению, организованный набор следует применять к иностранцам, прибывающим через визовый режим.
Специалисты отмечают, что в настоящее время конкуренция за вакансии между местными жителями и мигрантами практически отсутствует на фоне рекордно низкого уровня безработицы. По оценкам аналитиков, система организованного найма окажется востребованной преимущественно в больших компаниях, тогда как небольшие фирмы столкнутся с трудностями при ее применении из-за ограниченных возможностей и недостаточного опыта в стратегическом планировании. Учитывая данные обстоятельства, а также проблемы с точным определением реальной потребности в персонале, запуск механизма оргнабора рискует усугубить и без того существующую нехватку работников.
«Введение в России реестровой модели трудоустройства мигрантов и организованного въезда представляет собой масштабную структурную реформу, направленную на упорядочение миграционных потоков, легализацию трудовых отношений и усиление контроля. Однако этот переход требует предельной осторожности и тщательной проработки, поскольку сопряжен с комплексом значительных рисков, способных нивелировать потенциальные выгоды. К ним относятся риски коррупции и монополизации, угроза роста теневого сектора, административно-технологическая неподготовленность, социальные и гуманитарные последствия, макроэкономические дисбалансы. В то же время, осторожность при переходе должна выражаться не в отказе от реформы, а в ее поэтапном и взвешенном внедрении, которое предусматривает поэтапный пилотный запуск, максимальную прозрачность, защиту прав мигрантов, постоянный диалог с бизнес-сообществом и возможность оперативной корректировки квот и условий в ответ на меняющуюся экономическую конъюнктуру», - комментирует Мухорьянова Оксана, эксперт Ставропольского филиала Президентской Академии.