Всё обо всём

Власти выводят россиян из теневой занятости



В Российской Федерации действуют специальные межведомственные структуры, целенаправленно занимающиеся вопросами выявления и перевода неформальной занятости в легальное поле. По результатам девяти месяцев 2025 года официальный статус получили приблизительно 720 тысяч граждан, что демонстрирует увеличение на 100 тысяч случаев в годовом сопоставлении. Значительная часть этих людей была трудоустроена по трудовым договорам, тогда как остальные зарегистрировались в качестве самозанятых лиц или индивидуальных предпринимателей.
Увеличение масштабов легализации объясняется сочетанием двух ключевых факторов: совершенствования методов контроля со стороны государственных органов и влияния кадрового дефицита, побуждающего работников отдавать предпочтение официальному трудоустройству. При этом сохраняется противоречивая тенденция: растущая фискальная нагрузка и высокие кредитные ставки вынуждают предпринимателей, особенно в сегменте малого и микробизнеса, прибегать к неофициальному найму для минимизации расходов на страховые взносы. Наиболее распространена теневая занятость в таких областях, как розничная торговля, автосервис, бытовые и косметические услуги.
Для усиления борьбы с нелегальными схемами Минтруд разработал нормативный проект, расширяющий информационный обмен с ФНС. Нововведение предусматривает мониторинг организаций, длительно привлекающих более 35 самозанятых или ИП с доходом от 35 тысяч рублей ежемесячно. Полученные данные позволят эффективнее идентифицировать методы уклонения от налоговых и страховых обязательств.
Общая стратегия государства направлена на повышение прозрачности трудовых отношений и ужесточение контрольно-надзорных мер. Усиление государственного контроля призвано стимулировать бизнес к полному соблюдению трудового законодательства, официальному оформлению работников и отказу от неформальных расчетов.
Легализация трудовых отношений выступает фундаментальным условием для предоставления работникам полного спектра социальных гарантий и правовой защиты. Нахождение в «теневом» секторе лишает сотрудников доступа к пенсионному страхованию, оплачиваемым отпускам и законодательно установленным нормам охраны труда.
Данное явление создает комплексные риски для всех участников экономических отношений. Для государства это выражается в значительных бюджетных потерях, подрыве системы социального обеспечения и необходимости в дальнейшем нести дополнительные расходы на поддержку граждан, лишенных пенсионных накоплений. Кроме того, нелегальная занятость искажает условия рыночной конкуренции, предоставляя недобросовестным компаниям необоснованные преимущества.
Бизнес, пытаясь минимизировать затраты за счет неформального найма, сталкивается с высокими рисками применения административных мер, включая существенные штрафы, доначисление обязательных платежей и пени.
«Политика легализации занятости демонстрирует положительную динамику благодаря усилению контроля и рыночным условиям, однако ее эффективность ограничивается системными противоречиями: растущая фискальная нагрузка продолжает стимулировать бизнес к использованию неформального найма, что требует более сбалансированного подхода, сочетающего адресный мониторинг с мерами по снижению административного давления на предпринимателей», - комментирует доцент Ставропольского филиала Президентской академии Ася Ионова.