
Шестьдесят пять лет назад началось строительство железной дороги Салехард - Игарка
Сегодня исполнилось шестьдесят пять лет с начала строительства железной дороги Салехард - Игарка. Именно тогда Совет министров СССР принял постановление о строительстве железной ветки между этими городами. Общая протяженность магистрали должна была составить почти тысячу триста километров. Начать её эксплуатацию собирались уже через шесть лет, в 1955 году.
Основным назначением новой железной дороги должно было стать обеспечение военной безопасности северных рубежей страны. Кроме того, по ней планировалось доставлять из районов Крайнего Севера ценные ископаемые. Прокладывали дорогу заключенные ГУЛАГа. Качественно построить столь грандиозный объект в условиях вечной мерзлоты в короткие сроки было нереально, поэтому дорогу сооружали по заниженным нормам при огромной концентрации рабочей силы. По оценкам историков, в общей сложности дорогу строили около ста тысяч человек практически вручную. Доставлять материалы по ближайшим рекам помогали суда флота НКВД - девятнадцать катеров и двадцать барж. Использовались и маломощные дореволюционные паровозы. При этом темпы строительства железной дороги поражали - за год рабочие прокладывали около ста километров путей. В зоне тундры и тайги строились станции, депо, через реки перебрасывались мосты. Для переправы через Обь зимой рельсы прокладывали прямо по льду.
После смерти Сталина в 1953 году стройку законсервировали, а затем и полностью свернули. К этому моменту железная дорога была в значительной степени готова. По разным оценкам, построено от шестисот до девятисот километров пути. Сегодня на их месте остались развалины. Между тем, в России неоднократно поднимали вопрос о необходимости завершения строительства сталинской дороги, но из-за исключительной дороговизны работ эту идею отвергли. Некоторые участки дороги, построенные ещё при Сталине, сейчас активно эксплуатируются. Они помогли в шестидесятые годы газодобытчикам открыть и освоить месторождения в районе Уренгоя.