Югра. Антимонопольная служба. Информация от Ханты-Мансийского УФАС России о ситуации на рынке нефтепродуктов
Ханты-Мансийское УФАС России сообщает, что по результатам проводимого мониторинга о состоянии цен на рынке моторного топлива, в мае 2013 года, отмечено снижение цен на автомобильное топливо в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
На основании поручений Правительства Российской Федерации №4982 от 11 февраля 2011г. и №5001 от 12 февраля 2011г., в соответствии с данными, поступающими от хозяйствующих субъектов, на 27 мая 2013 года ситуация на рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории ХМАО-Югры выглядит следующим образом:
Среднее значение по ХМАО-Югре на 20.05.2013г. (за 1 литр) | |||||||
АИ-76 (80) | АИ-76 (80) | АИ-76 (80) | АИ-76 (80) | ||||
розн. | розн. | розн. | розн. | розн. | розн. | розн. | розн. |
24,72 | 27,60 | 25,65 | 29,49 | 27,04 | 31,58 | 29,67 | 33,81 |
Среднее значение по ХМАО-Югре на 27.05.2013г. (за 1 литр) | |||||||
АИ-76 (80) | АИ-92 | АИ-95 | Д/Т | ||||
розн. | опт.закуп. | розн. | опт.закуп. | розн. | опт.закуп. | розн. | опт.закуп. |
24,72 | 27,60 | 25,15 | 29,37 | 26,96 | 31,54 | 29,67 | 33,79 |
В среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре цена розничной реализации за 1 литр на бензин марки АИ-80 осталась на прежнем уровне, марки АИ-92 понизилась на 0,50 руб. (1,96%), марки АИ-95 понизилась на 0,08 руб. (0,28%), на дизельное топливо цена осталась на прежнем уровне.
В среднем оптовая (закупочная) цена за 1 литр на бензин марки АИ-80 осталась на прежнем уровне, марки АИ-92 понизилась на 0,13 руб. (0,43%), марки АИ-95 понизилась на 0,04 руб. (0,12%), дизельное топливо понизилась на 0,02 руб. (0,07%).
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
Ханты-Мансийским УФАС России проводится постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионе.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы пресекают злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынуждено вмешиваться в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.
В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", при выявлении факта ценового сговора, установления монопольных высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.
Так, за 2012 год Ханты-Мансийским УФАС России возбуждено 15 дел о нарушении антимонопольного законодательства в сфере реализации автомобильного топлива. Пресечено 13 антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов, направленных на установление и поддержание розничных цен на автомобильное топливо в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по результатам проведенной плановой проверки, в отношении оптового поставщика автомобильного топлива — ООО "Газэнегосеть Сургут" (дочернее предприятие ОАО "Газпром газэнергосеть") возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту Закон о защите конкуренции) (в части злоупотребления доминирующим положение на рынке оптовой реализации автомобильного топлива путем создания дискриминационных условий, навязывания невыгодных условий контрагентам, отказов в заключении договоров поставок, что привело к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других лиц), части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в отношении ООО "Газэнегосеть Сургут", ООО "Югра-Логистик", ООО "Информат" в части заключения соглашения которое приводит к ограничению конкуренции, путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора (в договор поставки автомобильного топлива ООО "ГЭС Сургут" были внесены изменения в части осуществления ООО "Югра-Логистик" услуг по хранению и транспортировке).
По результатам рассмотрения вышеуказанных дел о нарушении антимонопольного законодательства, Управлением в рамках своей компетенции, в отношении нарушителей применены меры административные ответственности в виде штрафов в размере более 280 миллионов рублей.
Федеральной Антимонопольной Службы России
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ