
В музее-заповеднике «Царское Село» отреставрированы сани императрицы Марии Федоровны
Когда и где: 23 декабря, Санкт-Петербург.Посетители впервые увидят сани императрицы Марии Федоровны
В музей-заповедник "Царское Село" после длительной реставрации вернулись сани начала XIX века. Когда-то они находились в распоряжении императрицы Марии Федоровны – супруги Павла I. Работу над раритетом доверили мастерам столичного реставрационно-исследовательского объединения "Феномен". Поэтому сани совершили путешествие из Петербурга в Москву и обратно.
Этот редчайший предмет, находившийся в плачевном состоянии, раньше хранился в фондах. Теперь он дополнил экспозицию "Придворный экипаж" в здании бывшей Дежурной конюшни. Посетители увидят исторические сани впервые.
Средства на реставрацию предмета выделило Министерство культуры РФ.
Двухместные "городовые" сани для троечной упряжи были изготовлены в 1807 году в мастерской известного петербургского каретника Георга Гейгера "для собственных Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны разъездов". Обновлялся экипаж в 1814 году на мастеровом конюшенном дворе.
– То, что эти сани сохранились – настоящее чудо. Очень многие их "собратья" исчезли во времени и пространстве. А вообще среди экипажей российского Императорского двора было немало двухместных саней; их часто изображали на картинах и рисунках, однако до наших дней дошел только этот образец, – говорит хранитель музейной коллекции "Кареты" Ирина Бредихина.
Сани на железных полозьях имеют спереди щит, предохраняющий ездоков от летящего из-под копыт лошадей снега; сзади, на всю ширину кузова – подножка для лакея.
Вот как они описаны в документах Придворно-конюшенной конторы, где в "Описи парадным экипажам с 1838 по 1863 год" имеют номер 116, который сохранился на внутренней стороне крышки ящика под пассажирским сидением: "Сани двухместные, внутри обиты бархатом фиолетовым, подушка со свесом того же бархата, подушка и свес обложены широким басоном тканым серебряным с шелком, и таким же шнуром, на полу под ногами и у головяжки внизу ковер шерстяной разноцветный, и сверх оного положен постельник медвежий, при них полость того же лилового бархату, обложенная сверху таким же широким басонтом, как и внутри саней, с четырьмя такими же кистями на шнурах, а снизу оной полости подложено и сверху по краям обложено бобровым мехом; для сидению кучера доска обита бархатом. У …саней слонки боковые с двумя дверьми и напереди у головяшки и сзади краснаго дерева, выкрашенные краскою черною и покрыты лаком, и в пристойных местах высеребрены; да при них пристяжка черной лакированной кожи…, две оглобли с дугою лакированные, с медными посеребренными приборами да чехол фланелевого полотна".
Прежде чем стать музейным экспонатом, сани были в распоряжении у кинематографистов – их снимали во многих картинах. Это обернулось для саней грубыми ремонтами; обивку меняли несколько раз.
Ровно год реставраторы возвращали предмету первоначальный облик.
– Самым сложным для нас стал процесс очистки поздних слоев, извлечения гвоздей – их было очень много. Обрадовались, когда под холстом обнаружили красное дерево. Тщательно подбирали краску, воссоздали утраченную бархатную полость, почти полностью утраченную, подбитую бобровым мехом – рассказывает художник-реставратор Олег Синицын.
СПРАВКА
24 парадных экипажа работы известных русских и западноевропейских мастеров XVIII–XIX веков музей представляет на выставке "Придворный экипаж" в здании бывшей Дежурной конюшни. Всего коллекция карет ГМЗ "Царское Село" включает в себя 35 экипажей, использовавшихся при русском Императорском дворе, три шестерика упряжи для коронационных экипажей и отдельные принадлежности парадного выезда. Основу собрания составляют предметы, поступившие в Царское Село из расформированного в 1920-х годах Придворного Конюшенного музея. Большая часть коллекции – это парадные кареты, участвовавшие в торжественных церемониях русского Двора. Как и вся обстановка таких действий, они служили особой цели – демонстрации богатства и могущества власти и государства, и отвечали самым высоким требованиям каретного мастерства.
Реставрационно-исследовательское объединение "Феномен" объединяет художников-реставраторов разных специализаций из ведущих музеев Москвы для работы над большими реставрационными проектами. Квалифицированные специалисты – художники-реставраторы фирмы "Феномен" обладают талантом возвращать к жизни предметы живописи и декоративно-прикладного искусства. Компания работает с музеями и галереями Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Калининграда, Орла.