
активный маркетинг продукции АПК способен укрепить позиции России на рынках Ближнего Востока
Ближний Восток представляет собой один из самых динамично развивающихся регионов и объединяет 17 государств. Природно-климатические условия региона во многом определяют специфику его экономики: жаркий климат, дефицит осадков и ограниченные площади плодородных земель не позволяют странам в полном объёме обеспечивать себя продовольствием, в результате чего значительная часть продуктов питания и сельскохозяйственного сырья импортируется, что открывает широкие возможности для экспортеров, сообщает корреспондент Информационного агентства МАНГАЗЕЯ.Говоря о наиболее перспективных направлениях экономического взаимодействия, эксперты чаще всего выделяют страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ, далее – страны Залива). В это объединение входят шесть государств – Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман, Бахрейн и Объединённые Арабские Эмираты.
По данным Международного торгового центра (ITC – International Trade Centre), в 2024 году для стран Залива основными импортируемыми продуктами агропромышленного комплекса в стоимостном выражении стали мясо и субпродукты домашней птицы, молочные продукты (сыры и творог, молоко и сливки), хлеб и мучные кондитерские изделия, а также зерновые культуры (пшеница, рис, ячмень, кукуруза).
ЦОК АПК на этой неделе представил лабораторный контроль российского агроэкспорта на международной выставке Gulfood 2026 в Дубае. Центр осуществляет мониторинг сельскохозяйственной продукции на всех этапах товародвижения: от внутрироссийского производства до трансграничной торговли и обладает уникальными знаниями о конкурентных преимуществах российского продовольствия. О позициях России на ближневосточном направлении и возможностях, которые открывает продвижение продукции отечественного АПК, рассказал Директор Центра Руслан Хасанов.
– Россия традиционно является лидером по экспорту пшеницы в большинство стран региона Ближнего Востока. Сюда входят такие страны Залива как Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман и Катар. Для Израиля мы также являемся ведущим поставщиком, доля российской пшеницы за 2024/25 сельхозгод составила практически 80% от импорта или 1,6 млн т в натуральном выражении. Значимы для нас Иордания, Ирак, Йемен, Ливан и Судан. С одной стороны, Россия закрепила за собой статус основного поставщика зерновых культур в крупнейшие экономики региона, с другой – на многих перспективных рынках и в товарных нишах сохраняется устойчивое доминирование других глобальных экспортеров, что одновременно указывает направления для стратегического роста. В настоящее время экспорт зерновых культур в Бахрейн формируется практически без участия России, и в 2024 году более 99% от общего объема импортируемой пшеницы – 135,5 тыс. т – страна закупила у Австралии. Австралия и Канада также являются экспортерами пшеницы на рынок Кувейта, объем закупок страной за 2024 год составил 345,6 тыс. т (доля – 81%) и 79 тыс. т (доля – 19%) соответственно. По объективным причинам, поставки российской пшеницы в Сирию резко сократились начиная с 2025 года, ранее их объем составлял 2 млн т в год (более 90%). Перезапуск двусторонних отношений, ознаменовавшийся встречей на высшем уровне в октябре 2025 года, открывает возможности для возврата утраченных позиций на сирийском направлении, – рассказывает Директор Федерального центра оценки безопасности и качества продукции агропромышленного комплекса (ФГБУ «ЦОК АПК») Руслан Хасанов.
Эксперт подчеркивает, что Россия обладает уникальным предложением на рынке кукурузы, который в настоящее время контролируется странами Северной и Южной Америки. Главное конкурентное преимущество российской кукурузы – отсутствие ГМО, что повышает её востребованность в странах с жёсткими требованиями к биобезопасности продовольствия. Начиная с 2016 года в России действует запрет на выращивание и разведение ГМ-организмов и продукции с их использованием. Конкуренты же выращивают именно генетически модифицированную продукцию. Активный маркетинг российской кукурузы способен привести к росту ее экспорта на мировой рынок. На стенде ЦОК АПК на Gulfood 2026 Центр поделится с посетителями выставки информацией о качестве российской кукурузы, полученной в результате лабораторных исследований этой культуры.
Рынок кукурузы стоит того, чтобы за него побороться: так, она занимает одну из основных позиций в структуре стоимостного импорта зерновой продукции Саудовской Аравии (4% или 1,2 млрд долл. США по данным Международного торгового центра за 2024 год). Крупнейшими экспортерами в страну в 2024 г. стали Аргентина (2,09 млн т или 45% общего объема импорта), Бразилия (1,5 млн т или 33%) и США (876 тыс. т или 19%).
Иордания также имеет потенциал для закупок российской кукурузы, ведь ежегодный импорт культуры составляет около 750 тыс. т, а основными конкурентами являются Бразилия, Аргентина и Турция.
– В сегменте ячменя позиции России менее стабильны, чем по пшенице. Тем не менее, наша страна является крупнейшим поставщиком в ОАЭ и Саудовскую Аравию, значимым экспортером в Оман. До 2025 года сильные позиции были на катарском направлении. Российские поставки ячменя в Кувейт волатильны: в 2023 году Россия экспортировала 173,1 тыс. т ячменя, в 2024 году – 276,2 тыс. т, в 2025 году поставки прекратились. Ранее Россия покрывала большую часть потребностей Израиля в данной культуре, но в 2024/25 экспорт значительно снизился (с 175 до 129 тыс. т). Иордания и Ирак – значимые рынки с долей импорта российского ячменя в 21% и 34%, соответственно. В Иордании есть высокая конкуренция со стороны Австралии, Румынии и Украины. Здесь также способно помочь активное международное продвижение, ведь у российского ячменя блестящее соотношение цены и качества в сравнении с конкурентами, – заключил Руслан Хасанов.
– На компаниях-экспортерах лежит большая ответственность за соблюдение требований стран-импортеров в части безопасности и качества поставляемой ими продукции. Оно не только обеспечивает бесперебойные поставки и прибыль поставщиков, но формирует имидж российской сельскохозяйственной продукции, создает предпосылки для роста объемов отгрузок и повышения цен на нее в средне- и долгосрочной перспективе. Для гармонизации стандартов стран Залива была учреждена Организация по стандартизации стран Персидского залива (GSO), основной задачей которой является разработка и унификация технических регламентов, устанавливающих требования к продукции, включая санитарные и фитосанитарные нормы. При разработке своих собственных национальных стандартов компетентные органы каждой страны ссылаются на требования GSO, большинство из которых базируются на стандартах и нормах Codex Alimentarius Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO). Так, требования к содержанию белка в пшенице на пищевые и кормовые цели в среднем по странам варьирует от 9,5% до 15% и более. Например, более 70% пшеницы, поставляемой Россией в Турцию, имеет показатели белка в диапазоне от 11,5% до 13,4%, в Саудовскую Аравию – 12,6%. Требования к влажности зерна в Объединенных Арабских Эмиратах имеют порог в 12%. Показатели натуры зерна – от 680 г/л и более. Жесткие требования импортеры предъявляют к остаточному количеству пестицидов, содержанию микотоксинов, а также к ГМО-продукции. Например, содержание Афлатоксина В1 в пшенице, предназначенной для поставок в Израиль, не должно превышать 0,005 мг/кг. Требования к содержанию свинца в пшенице в большинстве стран регламентируются 0,2 мг/кг, – подчеркивает Руслан Хасанов.
– Что касается карантинных требований стран-импортеров, большинство из них, в том числе Саудовская Аравия, предъявляют требования к карликовой головне пшеницы T. controversa. Ряд других важных для России партнеров строго контролируют наличие в партиях семян сорных растений. К отсутствию семян бодяка, горчака ползучего и амброзии предъявляет требования Израиль, – отмечает Руслан Хасанов.
Ввоз животноводческой продукции в страны Залива, Иорданию и Ирак напрямую зависит от соблюдения установленных норм «халяль». Компетентные органы стран-импортеров обязаны запрещать ввоз и реализацию любой партии товара, не имеющей соответствующего сертификата «халяль» или подтверждения халяльного убоя. Крайне важно, чтобы сертификация проводилась организацией, аккредитованной на территории страны-экспортера и признанной в регионе стран Залива. В настоящее время на территории Российской Федерации имеется шесть организаций, которые уполномочены на проведение работ по сертификации в соответствии с этими требованиями: Галфтик-МЦСиС «Халяль», МЦСиС «Халяль», ООО «Халяль Центр», World Halal Trust, ОС «Роскачество-Халяль-Экспортная сертификация», «Комитет по стандарту «Халяль»» – Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Специфика рынка Израиля – это кошерная сертификация и маркировка на иврите.

1.98
