
Российские суда получили исключительное право на перевозки углеводородов по Северному морскому пути
Президент В.Путин внес изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ. Согласно поправкам, суда под российским флагом получили исключительное право на перевозки газа и нефти по Севморпути.
Подписанный президентом документ закрепляет за российским флотом исключительное право транспортировки энергоносителей по СМП.
Также поправки расширяют перечень видов деятельности, на которые у судов под российским флагом есть преимущество в акватории РФ.
Туда попали: лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другие виды контроля, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ, хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в т. ч. в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории СМП.
Кроме того, внесены поправки в понятие "каботаж".
Теперь под этот термин помимо перевозок и буксировки между морскими портами РФ попадают перевозки и буксировка между морскими портами и искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными на континентальном шельфе.
Изменения коснулись и порядка выдачи судовых документов, в том числе в электронном виде.
Для судов, приобретенных за пределами РФ, отменена необходимость получения в консульском учреждении временного свидетельства, удостоверяющего право плавания под государственным флагом, действующего до регистрации судна.
По мнению правительства, реализация данной инициативы позволит нарастить объёмы морских перевозок, укрепит позиции отечественных судоходных компаний, создаст дополнительные возможности для обновления их флота.
До настоящего времени перевозки и буксировка на территории России, которые начинаются или заканчиваются за пределами границ морского порта законодательно не регламентировались.
При этом суда под флагами иностранных государств сохраняли возможность проводить такие работы, поскольку их деятельность регулировалась международными договорами России или в порядке, установленном правительством РФ.
В результате сложилась ситуация, когда российские компании, осуществляющие перевозки на судах под государственным флагом РФ, не имели никаких привилегий при перевозках по акватории РФ и объектами, находящимися под российской юрисдикцией.
России, активно заявляющей свои позиции в Арктике, такой ход дел был невыгоден. Меры своевременные с учетом роста перевозок по СМП.
Впервые В.Путин поднимал данный вопрос еще в апреле прошлого года во время совещания на острове Александры архипелага Земля Франца Иосифа.
А уже в мае того же года премьер-министр Д.Медведев поручил главе Минтранса Соколову разработать и внести на дальнейшее обсуждение в Госдуму законопроект закрепляющий исключительное право российских судов на перевозку углеводородов по акватории Северного морского пути.
О том, что Госдума обсуждает и скоро может принять данные поправки В.Путин сообщил в ноябре 2017 г в ходе совещания по вопросу стимулирования строительства судов и морской техники на приморском СК "Звезда".
Вместе с этим президент предложил проанализировать вопрос о распространении этой нормы и на другие морские акватории России.
После продолжительного обсуждения 20 декабря в третьем, окончательном чтении Госдума приняла законопроект, а 26 декабря его одобрил Совет Федерации.
В 2016 г грузоперевозки по Севморпути достигли 7,5 млн тонн, тем самым превысив рекорд советских времен.
Согласно прогнозам к 2029 г грузопоток по СМП вырастет более чем в десять раз и достигнет 80 млн т без учета международного транзита. Основной грузопоток к тому времени будут составлять сжиженный природный газ, сырая нефть, уголь и металлы.
Обсудить на Форуме