Рейтинг@Mail.ru

О петроглифах, о традициях...

Кызыл – удивительный город. Ладно, в центре это просто небольшой сибирский город, без особых изысков, хотя набережная уже необыкновенно преобразилась. Но походите по его окраинам – здесь вы найдете и курганы, и петроглифы. Они могли бы стать уникальной "фишкой". И непременно станут. По крайней мере, первые шаги уже сделаны.

Сохранить традиции

На одной из окраин Кызыла, в районе зверофермы, есть удивительная "каменная книга". Точнее будет сказать: город притулился около "каменной книги". Наскальным рисункам более двух тысяч лет, а вот городу только минула первая сотня.

О памятнике наскального искусства Малый Баян-Кол лучше всех знает археолог Лариса Чадамба. Она приводит записи А.В. Адрианова из книги "Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году": "Многие из осмотренных мною рисунков могли быть исследованы поверхностно, вследствие враждебного настроения туземцев, смотревших на такое посягательство с моей стороны на их святыню... правда, в таком отношении инородцев к их историческим памятникам заключается гарантия за их целость. До тех пор, пока они считают их своею святынею, эти памятники будут охранены самым надежным образом от истребления и расхищения, но как только цивилизация проникнет в эти страны, начнет производить постройки, сооружения, обработку земли, она уничтожит значительную часть памятников, постарается извлечь из них пользу при постройках, как это было в Южной России".

Вот на этом надо немного задержаться. Бережное отношение к памятникам древности было традицией народа. Когда, как не сейчас, в Год сохранения традиций, вспомнить о них!

Традиции бывают разные. Некоторые свято соблюдают во все времена. Другие – не очень… То, что нельзя трогать, и тем более разрывать, курганы, поддерживается в сказках, легендах и быличках. Утверждается, что человек навлечет на себя гнев духов предков, если будет строить себе дом на кургане, или положит камни из него в фундамент. Все знают множество примеров несчастий, которые могут свалиться на такого человека.

А вот петроглифы легендами и сказками не защищены. И традицию бережного отношения к ним постепенно утратили.

Странные фигуры…

Картины на Малом Баян-Коле развернулись на несколько километров. И они достаточно необычны. Первое, что бросается в глаза, – их размеры. Изображения нанесены техникой точечной выбивки. В основном, это контурные изображения, причем в большинстве случаев контур очень глубокий, с прошлифовкой.

Лариса Чадамба считает, что памятник в основном одновременный, то есть рисунки созданы приблизительно в одно время. Большинство петроглифов можно датировать позднескифским и гунно-сарматским временем. В Туве большинство рисунков меньше по размеру – 15x10 см. А эти изображения по стилистическим особенностям ближе к минусинским, чем к монгольским, алтайским или тувинским.

Но находятся-то в Туве! И поэтому ценность памятника бесспорна – на его примере можно доказать, что были достаточно тесные культурные связи у народов, обитавших в те далекие времена. Ну, для сравнения, как связи творческих коллективов Тувы и Красноярского края в наше время.

Хотя, есть, конечно, и некоторые странности.

Вот, например, медведь. Никаких других изображений медведей в Туве нет. Олени есть, козлики разные, и другие звери есть. А медведей нет. Некоторые, кто видел этого медведя, полагают, что он – "новодел". Но Лариса Дадар-ооловна считает иначе. Она говорит, что изображение медведя тоже датируется гунно-сарматским временем. Ноги животного переданы в позе "размашистой рыси". Изображены когти и клыки. Рисунки животных в позе "размашистой рыси" и такие контурные фигуры находят близкие аналогии в могильнике сюнну Аймырлыг, который находится около поселка Чаа-Холь.

И "новодел"…

Удобное расположение памятника на невысоких скалах, да еще вблизи от поселений тувинцев и заимок русских крестьян, сделало его посещаемым.

"Одни рисунки уже есть, почему бы и не добавить своих", - вероятно, эта мысль приходила в голову многим. Начиная с XIX века, на скалы наносили надписи, рисунки подновляли. На одной из интереснейших композиций, рядом с тем самым бегущим медведем выгравирована глубокая надпись M.ASAGAN, которая может относится к концу XIX- началу XX вв., когда здесь работали финские экспедиции. И финнам, как выяснилось, не чуждо ничто человеческое.

Вероятно, тогда же были "подновлены" некоторые рисунки. Ну просто их обводили, чтобы четче выделялись. И это еще можно понять, хотя так делать и не следовало. Но ведь некоторые плоскости с рисунками вообще закрашены современными надписями. Например: "Буян + Долаана". Дорогие Буян и Долаана, вы действительно считаете, что ваши чувства станут глубже и крепче, если вы испортите памятник? Лада, Юлия и другие, кто оставил свои автографы, вы действительно считаете, что вошли в историю, написав свои имена?

Вот с этими красками как раз большая проблема. Их, теоретически, можно стереть. Но если возьмется за это дело человек без определенных навыков, то может все испортить. Разная краска может повести себя по-разному. Под воздействием некоторых растворителей краска только глубже войдет в слоистую поверхность.

Сейчас нужна помощь археологов. Они уже взяли образцы скальной поверхности и соскоблили образцы краски. И то и другое исследуют в Санкт-Петербурге, и на следующий год археологи будут очищать замалеванную поверхность древней "каменной книги".

И о субботнике


"Зеленая Россия" - эта акция, по сути - всероссийский субботник. По всей России убирают, сажают деревья, в общем, делают свою страну чище и симпатичнее. В Кызыле в рамках этой акции наводили порядок на улице, которая названа в честь Тувинских Добровольцев. Хотя эта уборка в большей степени относится к мероприятиям, посвященным Дню исторической памяти и чести добровольцев Тувинской Народной Республики. Памятная дата установлена 1 сентября – в этот день отправился на фронт Тувинский кавалерийский эскадрон.

Свалка недалеко от древности

А у подножия Малого Баян-Кола собрались самые разные люди, чтобы разобрать свалку.  Да, именно свалку. В нескольких метрах от древних рисунков возникла стихийная свалка, и появилась она очень давно. Так что выросла до угрожающих размеров.

Впрочем, субботник провели не сразу. Сначала было совещание у главы города Дины Оюн. Там собрались представители самых разных структур. После краткой лекции о сути и значении памятника культуры, быстро разобрали обязанности. Кто-то приготовит баннер, кто-то металлическую конструкцию под него. К слову сказать, металлическую конструкцию уже изготовили, осталось только покрасить. Но во время субботника решили, что надо сделать три баннера. Один – большой, там, где наскальные рисунки находятся ближе всего к дороге. И два – у начала "каменной книги" и у ее завершения.

Потом провели собрание с жителями дач, которые находятся рядом. Им тоже объяснили суть и значение петроглифов и предложили принять широкое участие в субботнике по уборке территории.

А в субботу и начался субботник…

Тана и Айдемир, вы – молодцы!

Солидные взрослые люди: члены городского Хурала, сотрудники Пенсионного фонда, ученые из Института гуманитарных и прикладных исследований лазали по горам, собирая мусор. Конечно, молодежи было гораздо больше – первокурсники ТГУ и других учебных заведений работали быстро и энергично.

Некоторые коллективы, которые говорили, что придут на субботник обязательно, не пришли. Впрочем, это – дело добровольное. Не слишком много было и местных жителей. Может быть, они стыдились собственного мусора?

Небольшой участок земли, полностью усеянный осколками, закопали и заровняли с помощью техники. Из овражков и канавок доставали "реликтовые" вещи, например, магнитофонные бобины и старые телевизоры. Больше всего было ярко голубых обрывков полиэтилена – разорванные мусорные мешки. Впрочем, конечно, бутылок тоже хватало. И пузырьков от "боярышника".

Местных жителей было немного, но они были. И это – замечательно. Пешком пришли, держась за руки, девочка и мальчик. Айдемир и Тана Шарахоо, брат с сестрой. Айдемиру 10 лет, он пойдет в четвертый класс школы № 8, Тане 8 лет, она пойдет в ту же школу, но во второй класс. Увидев маленьких детей, все немного опешили. Потом велели по горам и в овраги не лазать, а собирать мусор недалеко от дороги, дали мешки и перчатки. Дети послушно и быстро стали собирать всякий мусор неподалеку от машин.

Пришел достаточно пожилой Орлан Иргит. Он понимает, что такое соблюдать традиции. А еще от местных жителей была поддержка в виде большого пакета с ранеткой. Поддержали работников!

В общем, навалились всем миром и достаточно быстро убрали большую часть мусора. Сотрудники МУП "Благоустройство" работали не меньше других, скорее, больше, а им еще и вывозить собранные мешки.

Маловато будет

Конечно, этого мало. Потому что первый же ветер на убранную территорию принесет новые лохмотья мусора – в окрестностях горы его еще много.

Конечно, этого мало. Потому что есть и другие села, например, Ээрбек и Бижиктиг-Хая, рядом с которыми тоже есть петроглифы. И они тоже находятся в неприглядном виде.

Конечно, этого мало. Потому что Айдемир и Тана, ребята из учебных заведений, которые убирали мусор, которые слушали беседу и.о. начальника Службы по охране памятников Омака Ондара о значении этих петроглифов, не будут оставлять здесь свои "автографы". Но есть и другая молодежь, которая вообще не знает толком истории Тувы.

Это все – только начало. Но начало – хорошее, а это уже немало!

Сейчас поданы заявки на участие в разных программах, поставят баннеры, археологи на следующий год  очистят эти скалы.

Традиции надо соблюдать. И относиться с уважением к такому достоянию республики, как древние памятники культуры.

Материалы подготовила И. Вечорко


MNGZ
Любовь Егорова, по материалам Плюс Информ
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Комментариев: (0)


Помыть окна в доме

Профессиональная услуга установить сплит систему рядом с вами

Как зарегистрировать компанию в Объединенных Арабских Эмиратах?

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц