В Адыгее обсудили проблему доступности недоступной среды
Проблема создания в республике доступной среды по-прежнему остается одной из актуальных. Об этом говорили участники заседания круглого стола на тему "Доступность недоступной среды", организованного региональным отделением Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Республике Адыгея.
Открывая работу круглого стола, сопредседатель регионального отделения ОНФ в РА Люсинэ Шишева отметила, что тема круглого стола выбрана не случайно. Мониторинг исполнения майских Указов Президента в части трудоустройства людей с инвалидностью и повышения доступности их профессионального образования, проведенный активистами ОНФ, показал, что основной причиной, по которой люди с инвалидностью не трудоустроены и не получают образование, является отсутствие возможности добраться до места работы или учебы.
Совсем недавно на въезде в республиканскую столицу появился баннер с многообещающим названием "Майкоп - город, доступный для всех". Насколько городская инфраструктура действительно доступна для всех, рассказал сопредседатель регионального отделения ОНФ в РА Анатолий Лелюк. Он пояснил, что рейд активистов ОНФ, проведенный 15 октября, в День Белой трости, выявил огромное количество факторов, препятствующих инвалидам - в первую очередь, инвалидам-колясочникам, пользоваться городской инфраструктурой и объектами социально-культурного назначения.
- Нами были обследованы здание МФЦ на улице Краснооктябрьской, объекты дорожной инфраструктуры и развлекательный центр "Джой-Лэнд". При посещении МФЦ оказалось, что подход к зданию и само помещение не имеют зрительной маркировки для слабовидящих людей, которые должны быть на ступеньках, на полу и на двери, нет специальных тактильных табличек для слабовидящих, средств ориентации для слабослышащих, а санузел не полностью приспособлен для инвалидов-колясочников (отсутствуют специальные поручни и сигнальная кнопка). А вошедшему в здание инвалиду не была оказана помощь, что указывает на неготовность сотрудников МФЦ к обслуживанию людей с инвалидностью, - отметил Анатолий Лелюк.
В число проблемных для инвалидов объектов попали и единственный в столице развлекательный центр "Джой-Лэнд", и Государственная филармония Республики Адыгея, и Национальный музей РА, которые также остаются вне поля посещаемости инвалидов-колясочников из-за отсутствия пандусов.
Состояние дорог городского центра также вызвало немало нареканий. Инвалиды-колясочники на собственном примере продемонстрировали "несостоятельность" бордюрных съездов с тротуара на проезжую часть. Угол наклона в 60 градусов делает передвижение не только сложным, но и опасным. Его преодоление без посторонней помощи невозможно.
Для решения транспортных проблем инвалидов мэрия Майкопа запустила низкопольный троллейбус, но сами инвалиды говорят о его неудобстве. И вот почему: троллейбус привязан к определенному маршруту движения и графику; до остановки еще нужно добраться, преодолев множество бордюров, а это может быть травмоопасно; прибыв в пункт назначения, инвалид-колясочник не может спуститься на коляске с бордюра, ведь остановки в городе пандусами не оборудованы; выбрав этот вид транспорта, о пунктуальности следует позабыть; водитель должен помочь инвалиду-колясочнику погрузиться и выгрузиться. А это неудобство для прочих пассажиров, т.к. им приходится ждать, да и сбивается график движения в целом.
Поэтому заместитель председателя правления ООИ "Союз инвалидов-колясочников РА" Арина Ефимова подняла к обсуждению острый вопрос по "Социальному такси". Эта служба предусматривает эксплуатацию машины, оборудованной подъемником, что дает возможность забрать клиента из дома, доставить непосредственно к месту назначения. Особенно важно, что этот вид услуги поможет человеку в инвалидной коляске беспрепятственно добраться до объектов медицинского, социального, бытового обслуживания населения, позволяет вовремя поправить здоровье, решить проблемы житейского характера. Наделяет он инвалидов-колясочников и возможностью участвовать наравне с другими в проведении досуга и отдыха, подготовке ресурсов для их участия в спортивных мероприятиях, а также обеспечивает учащихся и работающих инвалидов возможностью эффективного доступа к месту учебы и профессиональной занятости. В ряде регионов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Краснодарский край, уже давно успешно реализуется служба "социального такси".
Министр труда и социального развития РА Османов А.Т. сказал, что в начале 2015 г. будет закуплен специализированный автомобиль с подъемником для колясочников. Однако это не решит всех проблем, поэтому в течение года будут дополнительно приобретены специализированные транспортные средства.
Помощник ректора МГТУ по инклюзивному образованию и профориентационной работе Измайлова Г.С. также подчеркнула необходимость в специализированном транспорте в рамках организации инклюзивного образования. Галина Сергеевна привела статистику по студентам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в МГТУ, обозначила проблемы организации доступной среды. В университете внедряются формы интегрированного обучения, дистанционные образовательные технологии; разработана система дистанционного обучения moodle, которая используется как для обучения компактных групп студентов-инвалидов, так и для индивидуальной самостоятельной работы. Разрабатываются адаптированные учебные планы и специальное учебно-методическое сопровождение образовательного процесса: включены в вариативную часть образовательной программы специализированные адаптационные дисциплины (модули); подготовлены к изданию планы, программы и методические разработки в целях обеспечения адаптации, интегрированного обучения и сопровождения учебы слушателей и студентов с ОВЗ. Отрабатывается система комплексного психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. В университете работает институт уполномоченного по правам инвалидов.
Отдельно была поднята тема трудоустройства инвалидов. Согласно официальным данным, в России более 13 миллионов инвалидов. Это 9,2 % от численности населения. Средний размер пенсии инвалида, по данным ПФР, составляет 5 501 рубль. Чего явно недостаточно для полноценной жизни, поэтому те инвалиды, которые могут трудиться, стараются найти работу.
На первый взгляд может показаться, что самый подходящий для инвалидов вариант трудоустройства - это удаленная работа. Особенно популярны такие направления, как журналистика, дизайн, программирование, верстка. То есть те сферы, где работа не привязана к офису. Однако такой способ подходит только квалифицированным специалистам, получившим образование. Тогда же когда инвалиду все-таки удается устроиться на работу, на его долю выпадают новые трудности, связанные с поездками на работу и обратно. Ведь даже низкопольный троллейбус, как уже было обозначено, проблемы не решает. Вот и получается замкнутый круг, даже имея желание работать, нет возможности заработать.
В ходе обсуждения с представителями власти обозначенных повесткой мероприятия вопросов, были затронуты и другие немаловажные аспекты социального характера, касающиеся людей с инвалидностью. В частности Мария Каратунова, директор БРОО Творческого Развития и Поддержки Образования "Перспектива" говорила о целесообразности создания культурно-спортивного центра для людей с инвалидностью в городе Майкопе.
- Основная цель создания спортивно-культурного центра - поддержка и развитие спортивных и творческих способностей людей с инвалидностью в городе Майкопе, их физическая и духовная реабилитация, а также возможность способствовать изменению общественного мнения по вопросам социальной интеграции людей с инвалидностью в регионе. Ведь "безбарьерная", "доступная среда" не ограничивается только лишь наличием пандусов и социального транспорта. Доступными должны быть и занятия спортом, и творчеством , - обосновала идею создания центра Мария Александровна.
По итогам работы круглого стола были совместно выработаны мероприятия по совершенствованию доступной среды для маломобильных групп граждан с учетом обучающихся студентов МГТУ. По рекомендациям заместителя премьер-министра Республики Адыгея Натальи Широковой еще раз будет проведана оценка тех объектов инфраструктуры, которые в первую очередь нуждаются в обустройстве для лиц с ОВЗ. Вице-премьер также заверила, что по основному вопросу повестки дня - созданию службы "Социальное такси" в городе Майкопе - работа ведется уже сегодня и окончательное его решение планируется в 2015 году.
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ