Нина Блюмшайн: «Иногда просыпаюсь по ночам и думаю: Что я в Германии делаю? Я до мозга костей русская!»
Это интервью началось с ошибки. Много лет я был убежден, что одну из самых прекрасных песен о Сургуте исполняет Нина Блюмшайн. Да что я, в этом была уверена добрая часть сургутян! В очередной раз слушая ее, я попытался найти певицу в интернете и обнаружил на "Одноклассниках" ее страничку. Узнал, что сейчас она живет в Германии, а песню, начинающуюся с четверостишия: "Я вплываю в пространство таежное по исхоженным поступям рельс. Значит, есть на земле невозможное, если нынче я все-таки здесь", - поет... не она. Кто именно, надеемся узнать благодаря вам, дорогие читатели, а пока предлагаем к прочтению интервью с Ниной Блюмшайн, имя которой знают все сургутские любители авторской песни.
Я знаю, что вы родились в Удмуртии и каким–то образом оказались в Сургуте. Сейчас вы и вовсе живете в Германии. Расскажите о вашей судьбе, почему в ней так много переездов?
– Я родилась в небольшом городке Можга в Удмуртии 9 мая 1961 года. Там же окончила среднюю школу. Горжусь – с золотой медалью. Позже поступила на исторический факультет Удмуртского государственного университета. В те годы я интересовалась археологией: ездила в бесконечные экспедиции, нашла замечательных друзей, с которыми по сей день общаюсь. Там же впервые услышала песни Ю.Кукина, Е.Клячкина, Н.Матвеевой. Загорелась их творчеством, начала учиться играть на гитаре, петь. Когда-то в детстве я окончила музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано, но знакомство с гитарой перевернуло мою жизнь. Тогда же я пришла в ижевский клуб авторской песни "Ижик". Мы много выступали, организовывали фестивали, творческие вечера. Наверное, я пошла бы дальше в науку, занималась бы любимой археологией, но на пятом курсе вышла замуж за военного. Его направили служить на Север. И я поехала за ним – в Сургут. По распределению попала в среднюю школу №1, стала учителем истории. Вскоре появились одна за другой дочки-погодки. Только–только они начали вставать на ножки, муж отправился в Афганистан, и в 1987 году он... Не буду писать о том, как было трудно. Тогда мой ученик Костя Власов привел меня в молодой сургутский клуб авторской песни...
В Сургуте сильное бардовское движение. Город ежегодно принимает сразу два крупных фестиваля, которые организуют Газпром и Сургутнефтегаз. Скажите, а в годы вашей жизни в Сургуте каким было это движение?
– Мы были молоды, энергичны, не боялись трудностей. Встречались регулярно, готовились к городским мероприятиям, были востребованны. Очень помогла нашему становлению в те годы Тамара Лычкатая (директор сургутского драмтеатра, - прим. ред.). Мы участвовали во всех городских, республиканских, региональных фестивалях авторской песни. Регулярно выезжали за границы региона. У нас всегда был свой слушатель – умный, интеллигентный, творческий, который не позволял нам расслабляться. Но, пожалуй, главное даже не это. Люди, которых я встретила в Сургуте! Я благодарю Бога и ее величество Судьбу за то, что в моей биографии есть такие имена, как Валерий Краснов (президент сургутского клуба авторской песни, - прим. ред.), Людмила Седова, Василий Филин, Елена Соколюк, Евгений Князев, Мурат Салахетдинов, Стас Малинин, Сергей Винокуров, Юрий Шевченко!
Сложно ли вам в другой стране?
– Мне непросто, но уже и не так сложно. Освоила язык, прошла интеграцию – слово-то какое! Есть работа, которая позволяет нормально себя чувствовать, хотя далекая от моих представлений о любимом деле. Преподавала несколько лет в частном порядке гитару и русский язык детям и подросткам. Но иногда просыпаюсь по ночам и думаю: "Что я здесь делаю? Я до мозга костей русская! Любящая свою Родину и не мыслящая себя без нее!" Надо было пригодиться там, где родилась. Но так случилось. Я уехала. И смотреть нужно только вперед. И радоваться жизни. Удивляться. Петь.
Кому в Германии поете? Есть возможность выступать на сцене?
- В Германии тоже есть авторская песня. Было время, когда я давала концерты в Берлине, Гамбурге, Бонне, Дюссельдорфе, Дортмунде. Хотя концерты – это громко сказано! Обычно это небольшие зальчики зрителей на 50–200. Много лет подряд принимала участие в различных фестивалях. Но в последнее время струны тискаю нечасто. Видимо, какая–то стадия в жизни наступила – делаю перерыв. Вот, на днях позвонили, пригласили на фестиваль в Нюрнберге, его проводит супруга Владимира Ланцберга (композитор и автор стихов, - прим. ред.). Оживилась, буду готовить программу!
Несколько лет назад вы выступали в Сургуте. Приезжали в гости и решили заодно отыграть концерт? Или это был какой-то мини-тур по России?
– В Сургут я приезжала с запланированным концертом по приглашению Краснова. Пару раз выступала в Ижевске, там, оказывается, есть люди, которые меня помнят. На концерте мне подарили билет на мой бенефис двадцатилетней давности. Надо же, сберегли, ждали новой встречи. Я была тронута до слез. В Сургут я бы очень хотела еще раз приехать с концертом. Здесь необыкновенный зритель! Даже звукооператор работает с любовью и уважением. Поэтому, если город пригласит, полечу!
Цитаты
"В Сургут я бы очень хотела еще раз приехать с концертом. Здесь необыкновенный зритель! Даже звукооператор работает с любовью и уважением. Поэтому, если город пригласит, полечу!"
"Мы были молоды, энергичны, не боялись трудностей. Встречались регулярно, готовились к городским мероприятиям, были востребованны. Очень помогла нашему становлению в те годы Тамара Лычкатая"

-1.60
