26 марта 1849 года на свет появился Арман Пежо — человек, который стоял у истоков французского автомобилестроения и сыграл решающую роль в истории Peugeot. Посмотрим, что же такого он сделал и как боролся за успех своего предприятия.
1. Компанию основал не Арман Пежо
Очень часто в СМИ и в интернете Армана Пежо называют основателем Peugeot, однако это совсем не так. Арман создал автомобилестроительное направление компании, но родился лишь спустя 39 лет после того, как была основана семейная мануфактура династии Пежо. Именно 1810 год считается годом рождения прославленного ныне французского гиганта, в следующем году планирующего пышно отметить 205-летний юбилей. Конечно, о производстве хоть какого-либо транспорта (не то чтобы автомобилей) в те далекие времена речи и быть не могло, но предприятие Peugeot-Freres et Jacques Maillard-Salins и без того занималось весьма прибыльным делом: в помещении бывшей мельницы, доставшейся братьям Жан-Пьеру и Жану-Фредерику по наследству, производились самые различные изделия из стали: спицы для зонтов, прутья для юбок-кринолинов, лезвия для пил, пружины для часов, а также ставшие легендарными фирменные мельнички для специй и кофемолки. Дела шли настолько хорошо, что вскоре братья начали значительно расширять свой бизнес, открывая все новые и новые заводы в разных французских городках и увеличивая ассортимент продукции.
2. Все началось с велосипедов
У Peugeot и сейчас есть подразделение, которое занимается выпуском весьма примечательных велосипедов, но именно этот двухколесный транспорт стал для Армана Пежо в свое время идеей фикс и открыл для него дорогу в большое и светлое будущее крупного промышленника. Находясь на стажировке в Англии, юный Пежо чрезвычайно вдохновился велосипедами, которые в избытке можно было встретить на британских улицах и дорогах. Вернувшись на родину и став полноправным участником семейного бизнеса, Арман в 1882 году с кузеном Эженом разрабатывает их первый велосипед — Le Grand Bi: с передним колесом, в пять раз превосходящим в диаметре заднее. Тип такого велосипеда назывался "пенни-фартинг" — за то, что пропорции колес походили на пропорции двух британских монет: пенни и фартинга. Не известно, ожидали ли братья, создавая Le Grand Bi, оглушительного успеха, но он их настиг: через пять лет ежегодный тираж этой модели составил более 16 000 экземпляров, а сами велосипеды приносили своим наездникам призовые места в крупных велогонках.
3. Первый автомобиль Пежо работал на паровой тяге
Первый "самоходный экипаж", который показал публике Арман Пежо, представлял собой трицикл, работающий на паровом двигателе. Случилась эта демонстрация в 1889 году на промышленной выставке в Париже. Двигатель для трехколесного агрегата, который был изготовлен за год до выставки, сконструировал известный в то время механик Леон Серполле. Оттого и называлось четырехколесное изобретение так понятно и нехитро — Serpollet-Peugeot. Было у него и второе название, хоть и не менее простое, — Peugeot Type 1. Тираж модели и тиражом-то нельзя назвать: всего на свет появилось четыре экземпляра этой паровой машины, однако своим появлением она наделала много шума и заработала для своих создателей немало лестных отзывов. 5-сильный двухцилиндровый двигатель располагался в задней части трицикла, он работал в паре с двухступенчатой коробкой передач. Serpollet-Peugeot, в котором могли разместиться четыре человека, способен был разогнаться до скорости в 25 км/ч.
Но Арман не был ослеплен успехом своего детища — он практически сразу понял, что паровые двигатели малоперспективны: громоздкие и неуклюжие, подверженные частым поломкам, они были способны принести куда больше хлопот, нежели радости и удобства. Поэтому, не успев насладиться ажиотажем вокруг Serpollet-Peugeot, французский гений инженерной мысли уже вовсю посматривал в сторону ДВС.
4. Родственники Армана не поддерживали его
Удивительно, но новаторские взгляды Армана и его прогнозы относительно светлого будущего автомобилей не вызывали симпатии его родни. Желание брата расширить производство моделей с двигателями внутреннего сгорания не вызвало в кузене Эжене энтузиазма. Человек, с которым они вместе так уверенно начали восхождение компании, был против подобных "причуд" и наотрез отказался инвестировать в столь "сумасбродную идею". Это не остановило Армана: 2 апреля 1896 года он отошел от семейного бизнеса и открыл собственное предприятие — Societe Anonyme des Automobiles Peugeot ("Анонимное общество автомобилей Peugeot"). В округе Монбельяр он основал завод, на котором наладил выпуск "автомобилей своей мечты".
С тех пор, как дороги двух представителей древнего клана разошлись, каждый из них отхватил свою долю успеха. Доход Армана рос буквально на глазах, модельный ряд ширился, а газетные заголовки пестрели названиями его автомобилей. В это время Эжен и его фирма тоже не бедствовали и продолжали активно выпускать велосипеды и стальные изделия, постоянно наращивая производство. И вот спустя 14 лет семейным распрям пришел конец: две сильные компании вновь объединились в одну, еще более могущественную и успешную.
5. Лучшей рекламой для автомобилей Армана Пежо стал автоспорт
Чтобы продвигать свой товар на рынке, французскому предпринимателю необходимо было сильно постараться — его автомобили стоили очень прилично. Чтобы купить один такой "самоходный экипаж", среднестатистический француз должен был пять лет откладывать свою заплату. Убедить его это сделать должна была, как и во все времена, грамотная и мощная реклама. На тот момент наиболее перспективным в таком плане было участие автомобилей в гонках. Эти состязания пользовались большой популярностью, собирали огромную зрительскую аудиторию, привлекали солидных спонсоров и широко освещались в прессе. Одним из таких соревнований стала гонка Париж – Руан, организованная изданием Le Petit Journal. На протяжении 126 километров "безлошадным экипажам", вышедшим на старт, предстояло побороться за звание самых быстрых, удобных и безопасных. При этом участие принимал транспорт и на бензиновых, и на паровых двигателях: всего 21 автомобиль, 5 из которых были марки Peugeot. И все они оказались в пятерке лидеров: заняли вторую, третью и пятые позиции. Победителем гонки стал De Dion-Bouton, движимый паром, но тем не менее лучшими были признаны именно модели Армана, которые принесли ему не только еще большую известность, но и солидный денежный приз.