Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Социальные трущобы

Во что может превратиться целый микрорайон, если его заселить выпускниками казенных домов

Тема сирот периодически освещается в средствах массовой информации. Среди множества проблем — в центре общественного внимания вопрос предоставления жилья молодым людям, достигшим совершеннолетия. После вручения сиротам ключей от квартир внимание к ним заметно ослабевает, поэтому как живут бывшие воспитанники интернатов — мало кто знает. Однако, как выяснилось, по-настоящему серьезные проблемы экс-детдомовцы начинают испытывать, когда начинают самостоятельную жизнь. Оказывается, это даже сложнее, чем жить под постоянным присмотром.

По сути, первые самостоятельные шаги молодые люди делают после 18 лет.

Районы, кварталы, нежилые массивы

— Своих биологических родителей я никогда не знал, меня оставили в роддоме. До двух с половиной лет жил в детдоме, потом попал в семью к опекунам. После поступления в институт МВД началась по-настоящему взрослая жизнь: первый год жил в казарме, потом снимал жилье с однокурсниками. Арендная плата, конечно же, съедала львиную долю доходов.

Этот разговор с иркутянином Владимиром Рубцовым состоялся летом 2014 года, когда он и его супруга стали счастливыми обладателями новой квартиры в Хомутово. Помню, как радовался молодой человек своей удаче. Новостройка в Хомутово, по улице Чапаева, 12а, состоит из трех блок-секций, в каждой 31 квартира. В числе новоселов были молодые парни и девушки, многодетные семьи. Поэтому наличие рядом с новым жильем детского сада, а также школы, несомненно, было отличным дополнением к чистовой отделке каждой квартиры.

Однако радость была недолгой. Уже на следующий год о доме стали говорить в совсем другой тональности: вылезли строительные недоделки, потом от дома отказалась управляющая компания, которая ранее взяла его на обслуживание. Даже мусор со двора некому было вывезти. Дальше больше: хлам стал копиться на балконах и в подъездах. После критики компания-застройщик "Байкалрегионстрой" выполнила свои обязательства (на новостройку дается пять лет гарантии, в течение которых застройщик обязан устранить недочеты), а вот новую управляющую компанию пришлось искать целых полтора года. С сентября 2016 года эти обязанности на себя взяло ООО "Александровское".

— На данный момент от жильцов жалоб не поступает, — говорит Андрей Гилев, генеральный директор ООО "Александровское", — хотя до этого у них действительно часто забивалась канализация, но лишь потому, что жильцы сами спускали в унитаз сырую картошку, огурцы и даже памперсы. Сейчас мы обслуживаем этот дом, хотя он по-прежнему остается проблемным. Прежде всего там накопились огромные долги по квартплате. Мы никак не можем найти хозяев — они либо сдали квартиры в аренду, либо просто не появляются, а жилплощадь пустует.

Напомним, что областной закон, по которому сироты получают жилье и в реализации которого участвуют министерства имущественных отношений и социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, действует с 2013 года. За это время новенькие квартиры получили тысячи сирот. Только в этом году квартирами в области обеспечили 603 человека, из регионального и федерального бюджетов было потрачено 301,6 млн и 386,5 млн руб. соответственно. В будущем году на эти цели из областной казны планируется выделить еще 499 млн руб.

Картину подобную той, что в Хомутово, сегодня можно увидеть практически везде, где заселяются дети-сироты.

— В Нижнеудинске строятся двухэтажные дома для сирот, уже третий объект готовится к сдаче, — рассказывает миссионер в отделе опеки и попечительства Нижнеудинского района Александр Андреевский. — Новостройки расположены слишком близко друг к другу, нет стоянки для машин. В первую зиму прорвало канализацию — вонь стояла на весь микрорайон! Квартиры сдали сырыми, штукатурка осыпается, пластиковые окна промерзают. Мы это называем новыми трущобами.

Строительные дефекты в квартирах детей-сирот выявлены в Малой Топке, Кутулике, Усть-Ордынском, Ангарске. В деревне Петрово Ольхонского района выстроена улица, но сироты там не живут.

Как показало время, мало дать жилье выпускникам детских домов — их необходимо социализировать, то есть научить жить в обществе.

— Я получал жалобу от главы Усолья-Сибирского, где для детей-сирот были введены в строй три дома, — рассказал министр имущественных отношений Владислав Сухорученко во время заседания Законодательного собрания Иркутской области. — Там сложилась настолько криминальная обстановка, что возле микрорайона пришлось выставлять постоянный отряд ППС.

Похожая ситуация возникла и на улице Созидателей в селе Баклаши, где в конце прошлого года дети-сироты вселились в два дома. Сегодня это место похоже на гетто, которое местные жители старательно обходят стороной: скорая помощь сюда приезжает только в сопровождении полиции, так как основные причины вызовов по данному адресу — драки и поножовщина. Ничуть не лучшее впечатление возникает и от посещения местных подъездов: жильцы прямо на лестнице жарят шашлыки, сюда же сваливают нечистоты.

По мнению Владислава Сухорученко, выпускники казенных учреждений переносят поведение, сложившееся у них в детских домах, во взрослую жизнь — в то время как воспитатели остались в прошлом.

Управдом по призванию

Улицу Известковую в Шелехове с легкой руки депутата ЗС Иркутской области Ирины Синцовой теперь называют сиротской. Хотя как раз эта улица и не заслуживает столь жалостливого эпитета. На Известковой, в отличие от других подобных районов, хочется жить. Возле жилых подъездов есть аккуратные палисадники, которые летом утопали в цветах; во дворе, в подъездах чисто. Здесь уже заселены два дома по сто квартир, и еще два дома готовятся принять новых жильцов со дня на день.

— Врачи скорой помощи приезжают в основном к больным детям или роженицам, — с улыбкой рассказывает жительница дома № 17 Елизавета Стогова. — Тут ведь одна молодежь живет, много семейных пар, рожают часто!

Вот и сама Елизавета родила только три месяца назад. При этом молодая мама продолжает учиться в медицинском колледже и каждое утро ездит на занятия в Иркутск. А месяц назад женщина устроилась и на работу — в управляющую компанию "Мой дом", которая обслуживает "сиротские" дома на Известковой.

— Так проще! — говорит Елизавета. — Легче держать всех в кулаке, да и деньги собирать на разные нужды тоже.

Квартиру по программе помощи детям-сиротам получил муж Елизаветы — Вячеслав. Судьба у мужа непростая: мальчику было два года, когда из-за болезни скончался отец. А еще через год в аварии погибла его мама. До самого своего совершеннолетия Вячеслав находился на опекунстве — то у тети, то у старших брата и сестры. Елизавету повстречал уже после армии — на сайте "Одноклассники". Его не отпугнул ни тот факт, что она старше его, ни то, что у нее уже было двое детей. Поженились они в 2014 году, а в этом у них родился сын Володя.

— Ключи от квартиры нам вручили год назад, — говорит Вячеслав, — а до этого мы скитались, арендовали жилье как в новостройках, так и в старых домах. Я отдавал половину своей зарплаты. И сейчас, когда кто-то начинает жаловаться, я говорю: свое в любом случае лучше!

За прошедший год Вячеслав и Елизавета, по сути, стали местными воспитателями. Первое время, вспоминают они, в их дворе также были пьяные драки и ссоры. Молодежь бродила с пивными бутылками, где попало бросали окурки. Правда, сразу же получали строгий выговор от Елизаветы.

— Если окурок падал из окна, я поднималась в квартиру и заставляла хозяина выйти на улицу и убрать за собой, — рассказывает она. — Бывало, конечно, что мне хамили, но постепенно друг друга поняли и теперь дружим!

За благоустройство двора супруги взялись еще весной. Собрали инициативную группу, вывезли весь строительный мусор, который еще оставался. Обратились в местный лесхоз, посадили сосновые саженцы вдоль дома. Собрали с жильцов деньги на краску, кисти. Местный застройщик помог досками, а картинг-клуб — старыми покрышками. В итоге все дружно сколотили ограду палисадников, посадили цветы. В подъездах появились рисунки, которые нарисовала одна из местных художниц. Сейчас полным ходом здесь готовятся к Новому году — уже запаслись проводами и шарами, чтобы протянуть гирлянду прямо на улице.

— Нам все идут навстречу! — восклицает бойкая женщина. — Цветочную рассаду выделила Шелеховская оранжерея. Работники лесхоза уже обещали установить во дворе елку, а глава района обещал в скором времени оборудовать на детской площадке горку. А тем соседям, кто начинает жаловаться, я всегда говорю: "Вы уже взрослые, государство вам ничего не обязано. Вы можете только попросить". А то среди сирот принято: чуть трещина пошла — все, проблема! Да не бывает так, чтобы все идеально! Разве не бывает недоделок в новостройках, в которых покупают квартиры обычные граждане? И ведь одно дело, когда проблема возникла по вине застройщика — в таком случае он ее обязан устранить. А если сам дверь по пьянке выломал? Или натяжной потолок сорвал, потому что не понравился… У нас же такое сплошь и рядом. А потом все жалуются: дом некачественный. Да самим прежде всего надо беречь свое имущество!

Не без проблем, конечно, и на Известковой. Здесь также копятся долги по квартплате. В каждом доме более двадцати квартир, хозяева которых не понимают, что отопление и вода даются не бесплатно. Но Елизавета Стогова не унывает, а систематически обходит всех должников и проводит с ними нравоучительные беседы. Возможно, однажды они и повзрослеют. Но что делать тем, кто живет на других "сиротских" улицах и у кого нет добровольных наставников?

Давайте жить дружно!

Депутаты ЗС Иркутской области докладывают, что дети-сироты по-прежнему нередко портят помещения, в которые вселяются: снимают санфаянс, отопительные приборы, печи. В то же время расторгнуть договор социального найма с сиротой без предоставления ему иного жилого помещения нельзя.

— Социализация для выпускников детдомов очень важна, — подчеркивает Владислав Сухорученко. — Не секрет, что часто они не знают элементарного — как вести хозяйство, грамотно закупать необходимые продукты, правильно расходовать деньги. Поэтому оптимальным решением этого вопроса будет вселение сирот в дома, где проживают другие категории граждан.

Как вариант — квартиры сиротам можно было бы приобретать среди вторичного жилья. Но депутаты говорят: вопрос еще надо прорабатывать. Ведь владельцы квартир на рынке вторичного жилья не выходят на электронные аукционные площадки. Да и стоимость вторичного жилья может резко вырасти, если его начнут закупать массово.

Одной из ступеней к социализации сирот может стать частичная продажа квартир рядовым гражданам. Так, в новых домах, которые строят специально для сирот в 251-м квартале Ангарска и 3-м микрорайоне Шелехова, им выдадут лишь 140 квартир.

Остальные выставят на продажу. Остается надеяться, что рядовые покупатели не побоятся приобретать квартиры в "сиротских" домах.
  • Наталья Федотова Фото автора
  • View the full image Юлия Боровикова — одна из жительниц улицы Известковой, сирота с 12 лет
  • View the full image Такими рисунками местные жители обещают украсить все дома Объявление в подъезде к Новому году
  • View the full image Такими рисунками местные жители обещают украсить все дома Объявление в подъезде к Новому году
  • View the full image Квартиры в "сиротских" домах типовые и, как правило, однокомнатные
  • View the full image
  • View the full image Супруги Елизавета Стогова и Вячеслав Иванов — самые взрослые люди на всей улице
  • Виктория Пешкова, по материалам Газета Копейка
    Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
    Заметили ошибку в тексте?
    Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

    Добавить комментарий
    Коммментариев: (0)

    Добавить комментарий

     

    Сделать мелкий ремонт в квартире

    Подробнее, о ремонт ванны акрилом в Новосибирске

    Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

    ТОП 5 новостей
    За сегодня За неделю За месяц