Рейтинг@Mail.ru

Уникальные атомные технологии требуют новых дорог: «Росатом» расширяет трассы к Северску

Уникальные атомные технологии требуют новых дорог: «Росатом» расширяет трассы к Северску



В Северске продолжается строительство ядерно-энергетического комплекса IV поколения с инновационным реактором БРЕСТ-ОД-300 — ключевого проекта для развития безопасной и экологичной атомной энергетики. Сейчас в Сибирь направляется уникальное оборудование весом почти 2 000 тонн — это сопоставимо с массой 10 полностью загруженных железнодорожных цистерн. Изделия, изготовленные машиностроительным дивизионом «Росатома», имеют рекордные габариты: высота превышает 15 метров (как пятиэтажный дом), а ширина с упаковкой достигает 10 метров, что вдвое больше стандартных параметров для традиционных АЭС.

Как сообщает корреспондент Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, транспортировка такого груза стала беспрецедентной логистической операцией. Для обеспечения перевозки временно перекрывают дороги, корректируют график движения поездов, поднимают линии электропередачи и даже демонтируют светофоры. «Чтобы защитить оборудование в пути, мы создали специальную упаковку весом 1 000 тонн — это как 20 груженых фур. Также согласовали "окна" для беспрепятственного проезда через железнодорожные переезды», — пояснил технический директор завода «Ижора» Максим Исаев.

Дорога из европейской части России в Северск займет более двух месяцев. Этот проект — часть стратегии по созданию энергокомплексов нового поколения, где реакторы на быстрых нейтронах (БРЕСТ) позволят эффективно перерабатывать ядерное топливо, сокращая радиоактивные отходы. Комплекс станет первым в мире промышленным объектом с замкнутым топливным циклом, что укрепит технологическое лидерство России в атомной отрасли.

Энергетическая революция: замкнутый цикл

Реакторы IV поколения, подобные БРЕСТ-ОД-300, кардинально меняют подход к использованию топлива. Традиционные атомные электростанции ежегодно производят до 20 тонн высокоактивных отходов на энергоблок, тогда как новые установки сокращают этот объём до 2 тонн — на 90% меньше. Секрет в технологии многократной переработки отработанных материалов, которая не только снижает экологическую нагрузку, но и экономит до 30% расходов на топливо. Это превращает атомную энергетику в практически безотходное производство.

Безопасность как фундаментальный принцип

БРЕСТ-ОД-300 относится к реакторам с естественной безопасностью — при аварийных ситуациях цепная реакция останавливается автоматически без вмешательства операторов. Физические законы, заложенные в конструкцию, исключают перегрев активной зоны. Такие системы делают невозможным повторение сценариев Чернобыля или Фукусимы, где человеческий фактор сыграл критическую роль. Установка использует свинцовый теплоноситель вместо воды, что исключает взрывоопасные химические реакции.

Логистика мегапроекта: искусство возможного

Перевозка оборудования весом 2 000 тонн требует уникальных инженерных решений. Для транспортировки необходим усиленный состав из 40 специальных платформ, каждая из которых выдерживает нагрузку до 50 тонн на ось. Маршрут предварительно сканируют георадарами, а мосты укрепляют временными опорами. Подобные операции в России проводятся не чаще 1–2 раз в год из-за их сложности. Особые меры включают ночную перевозку на участках с интенсивным движением и временный демонтаж инфраструктурных объектов.

Северск: колыбель атомных инноваций

Город закрытого типа (ранее Томск-7) исторически связан с атомной промышленностью. Здесь расположен Сибирский химкомбинат, где с 1950-х годов производят обогащённый уран. Новый энергокомплекс сделает Северск пилотной площадкой для тестирования технологий будущего. Уникальное расположение позволяет использовать существующую научную инфраструктуру и кадровый потенциал, накопленный за десятилетия работы в атомной отрасли.

Глобальное технологическое лидерство

Лишь четыре страны в мире (Россия, Китай, Индия, Япония) разрабатывают реакторы IV поколения. Российский проект — единственный, где совмещают быстрый нейтронный реактор и замкнутый топливный цикл в промышленном масштабе. Успех в Северске может стать экспортным кейсом для государств, стремящихся к энергонезависимости. Технология особенно востребована в регионах с дефицитом энергоресурсов или сложными климатическими условиями.

РИТМ-400: энергия Арктики

Параллельно развиваются уникальные судовые реакторы РИТМ-400 («Добрыня» и «Илья»), не имеющие мировых аналогов. Их тепловая мощность достигает 315 МВт — вдвое больше предыдущих моделей. Компактные установки с интегрированной конструкцией весят на 35% меньше аналогов, что критично для ледоколов. Автономная работа до 10 лет без перезагрузки топлива делает их идеальными для арктических экспедиций. Первые образцы уже отгружены для атомохода «Россия», способного преодолевать льды толщиной 4 метра.

Плавучие энергоблоки на базе РИТМ-400 генерируют до 100 МВт·ч электричества, заменяя традиционные ТЭЦ на Крайнем Севере. Технология использует прямое парообразование, повышая КПД установки. Эти разработки дополняют наземные проекты, создавая единую экосистему российской атомной энергетики нового поколения. Инновации демонстрируют способность России решать сложнейшие технологические задачи в условиях санкционного давления.

MNGZ
Любовь Егорова, Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Комментариев: (0)



20.06.25 в 23:53
9772
Косметический ремонт компания

Получите качественную услугу ремонт модуля управления стиральной машины рядом с вами

Как зарегистрировать компанию в Объединенных Арабских Эмиратах?

Пошаговая инструкция от «Делу время» — как сделать банкротство через мфц бесплатно физического лица по кредитам.

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц