Улицы разбитых фонарей или как обезопасить свой город
Согласно пирамиде потребностей по Маслоу, потребность в безопасности находится на второй ступеньке после физиологических потребностей человека и является одной из самых примитивных. При удовлетворении данной потребности, человек может испытывать потребности более высокого уровня: познавательные, эстетические, потребность в самоактуализации (совершенствовании). Немаловажную роль в решении вопросов охраны общественного порядка, гражданской обороны и безопасности населения имеют органы местного самоуправления.Вопросы обеспечения безопасности населения, находящиеся в ведении местных властей
К ведению органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит следующие вопросы в области охраны общественного порядка, гражданской обороны и безопасности населения:
- организация охраны общественного порядка на территории муниципального района, городского округа муниципальной милицией;
- оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, на территории муниципального района и городского округа;
- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения, муниципального района, городского округа от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера;
- участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселения, городского округа, на территории муниципального района;
- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района; участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;
- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в границах городского округа;
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, городского округа;
- осуществление поселением, городским округом, муниципальным районом мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни, здоровья.
Кроме того, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, подчеркнуто, что решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях должно достигаться на основе «…повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения…».
Как решить проблемы безопасности населения в масштабе города
Еще в 1982 году американскими социологами была сформулирована теория разбитых окон, рассматривающая мелкие правонарушения не только как индикатор криминогенной обстановки, но и как активный фактор, влияющий на уровень преступности в целом.
Типичный пример действия теории: «если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна». Как утверждает данная теория, попустительство общества к мелким правонарушениям (вандализм, выбрасывание мусора в неположенных местах, публичное пьянство и т.п.), провоцирует людей на совершение аналогичных и более серьезных правонарушений.
Теория нашла широкое применение на практике. Так, в 1994 году, мэр Нью-Йорка совместно с полицией объявил борьбу с мелкими правонарушениями: безбилетники в метро, попрошайничество, драки и т.п. Последовательная борьба с «разбитыми окнами» привела к сокращению количества преступлений в городе с 2200 до 1000 в год, а жители получили более чистый и безопасный город.
Проблемы безопасности жизнедеятельности человека выходят сегодня на первое место среди вопросов, волнующих жителей муниципальных образований. В условиях, когда общество ежедневно сталкивается с природными катаклизмами, криминогенными факторами, техногенными авариями и катастрофами, увеличивается потребность в современных и эффективных средствах защиты населения от угроз различного характера.
Такую потребность удовлетворяет проект «Безопасный город», внедряемый во многих городах России. Это совокупность комплексов средств автоматизации, повышающая общий уровень общественной безопасности, правопорядка, безопасности среды обитания и позволяющая в оперативном режиме выявлять «разбитые окна» в любой части города. Программный комплекс состоит из автоматизированных систем, которые должны обеспечить контроль за правопорядком и максимальную безопасность человека в городской среде.
В основе системы АПК «Безопасный город» лежит автоматизированная система мониторинга безопасности среды обитания, интегрированная через единые диспетчерские службы администраций муниципальных образований на уровне муниципальных районов и городских округов, обеспечивающая сквозную передачу и обработку информации, целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия. Комплекс представляет собой совокупность систем мониторинга, аналитики, прогнозирования и управления. Он позволяет всем органам исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях работать в единой информационной среде.
Базовым уровнем построения и реализации программного комплекса «Безопасный город», а также уровнем межведомственной информационной среды, является муниципальный район и городской округ.
Функции главного координатора по вопросам внедрения и реализации программы в субъектах Российской Федерации возложены на МЧС России.
А что внутри программы
Согласно Методическим рекомендациям «АПК «Безопасный город» построение (развитие), внедрение и эксплуатация», разработанным МЧС России в 2015 г., АПК «Безопасный город» должен состоять из основных действующих и перспективных систем – подсистем:
Системы оповещения и информирования
Система-112
Системы мониторинга
Системы лабораторного контроля
Системы видеонаблюдения
Системы видеофиксации нарушений ПДД
Системы пожарных сигнализаций
Системы экстренного вызова и тревожных сигнализаций (типа кнопки «SOS» в метро)
Поисковые и навигационные системы (ГЛОНАСС/GPS)
Система мониторинга ЖКХ
Системы экологического мониторинга
Конкретный перечень автоматизированных систем уточняется на этапе проектирования АПК «Безопасный город» с учетом потребностей отдельно взятого муниципального образования.
Базовые функциональные требования к комплексу «Безопасный город» сгруппированы по следующим блокам:
- безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
- безопасность на транспорте;
- экологическая безопасность;
- координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.
Результат внедрения системы
Реализация программного комплекса «Безопасный город» обеспечивает:
- мониторинг ситуации и контроль во дворах многоквартирных домов, в подъездах, лифтах, чердаках;
- повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений;
- снижение количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, гибели и травматизма людей;
- снижение количества преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах и повышение их раскрываемости;
- обеспечение постоянного мониторинга оперативной обстановки в местах с массовым пребыванием людей;
- повышение оперативности реагирования на сообщения граждан;
- профилактика преступлений и повышение уровня защищенности объектов особой важности;
- улучшение дорожной обстановки, снижение количества ДТП и связанных с ним последствий, активизация работы по розыску похищенных транспортных средств и лиц, их совершивших, пополнение доходной части бюджета;
- усиление защиты всех форм собственности, обеспечение общественного порядка в жилом секторе;
- усиление антитеррористической защиты объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение общественного порядка во время передвижения кризисных групп (спортивных фанатов, экстремистских молодежных и иных группировок и т.п.);
- повышение инвестиционной привлекательности региона, улучшение имиджа муниципального образования.
Польза для муниципалитета
Комплексная информатизация процессов в рамках АПК «Безопасный город» позволяет повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления и позволяет обеспечить:
- своевременное представление главе муниципального образования, руководителям местной администрации и других заинтересованных органов местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, любых кризисных ситуаций и происшествий на территории муниципального образования, оперативную подготовку дежурно-диспетчерскими службами и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений;
- включение органов местного самоуправления, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в единое информационное пространство антикризисного управления, эффективное вовлечение региональных управленческих кадров в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне;
- улучшение качества принимаемых решений и планов на основе использования аналитических и количественных методов их оценки, многовариантности и оптимизации выбора рационального варианта;
- многократность использования первичной информации, упорядочивание потоков информации, увеличение достоверности и полноты используемых данных на основе их регулярной актуализации по утвержденным регламентам;
- повышение оперативности процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сокращение общего времени на поиск, обработку, передачу и выдачу информации;
- освобождение должностных лиц управления от рутинной технической работы с бумажными документами.
Реализация программы в Тюмени
В Тюмени программа «Безопасный город» получила широкое распространение. В 2015 году в городе действовало 716 камер видеонаблюдения и 250 экипажей полиции было оборудовано системами позиционирования. В рамках взаимодействия с департаментом информатизации, при необходимости можно вывести для онлайн наблюдения 66 школ, 2 детских сада, 1 детский дом, 1 школа- интернат. В общей сумме количество камер на указанных объектах составляет 1795, что на 1011 камер больше, чем в 2014 году (2014 год -784).
На сегодняшний день в городе установлено 800 камер видеонаблюдения, при этом есть резерв и возможно подключить до 3 000 камер. Каждый день фиксируется 30-40 преступлений, на телефон дежурной части поступает около 600 звонков, в праздничные дни – до 900.
По информации начальника УМВД России по Тюменской области, представленной на очередном заседании Тюменской областной Думы в марте 2016 года, на состояние правопорядка существенную положительную роль оказывают сегменты аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». В местах их использования в 2015 году на треть сократилось количество совершенных правонарушений (-35,3%; со 133 до 86), из них раскрыто на 20% больше, чем в 2014 г. выявлено административных правонарушений (+21%; с 623 до 754).
Система «Безопасный город» позволяет координировать работу оперативных групп и экипажей строевых подразделений. В систему интегрирована служба экстренного вызова «02», что позволяет существенно сократить время реагирования по сигналам, поступающим от граждан.
Вся информация о происшествиях, преступлениях и различных мероприятиях поступает в Центр управления силами и средствами. Начальник смены контролирует прием, поступление информации и оперативное реагирование. Сотрудники Центра управляют силами и средствами ППС, групп задержания УВО и ГИБДД. Благодаря работе всего одного оператора, реакция на звонки происходит быстрее, так как информация сразу передается в соответствующие отделы.
Кроме того, система взаимодействует с планшетными компьютерами участковых. Что позволяет фотографировать подозрительных лиц и сразу получать информацию о них.
В 2015 году нарядами комплексных сил полиции, оборудованными «ГЛОНАСС»/GPS, по ориентировкам и информациям из Центра управления нарядами раскрыто 280 преступлений, что в два раза больше, чем в 2014 году (147 ед).
Внедрение данного программно-аппаратного комплекса и координация под его началом действий всех служб позволили повысить оперативность, слаженность и эффективность работы комплексных сил полиции на абсолютно новом качественном уровне. В практике МВД - яркие примеры раскрытия резонансных разбоев и преступлений против личности.
Показателем эффективности этой работы явилось увеличение количества раскрытых преступлений, совершенных в общественных местах более чем на 18,0 % (2015 год раскрыто – 2993; 2014 год раскрыто – 2535).
Городские системы видеонаблюдения – один из важнейших компонентов комплекса «Безопасный город». Камеры видеонаблюдения не только снимают, но и реагируют на многочисленные ситуации городской жизни. Камера срабатывает на оставленный предмет, скопление народа или неадекватное поведение людей, например, когда человек долго стоит или резко побежал. Система сообщает о происшествиях, а дальнейшее решение принимает человек. Сейчас под визуальным наблюдением находится не только деловая часть города, но и спальные районы. Камеры видеонаблюдения установлены во дворах домов. Информацию о ситуации на объектах ЖКХ в режиме реального времени теперь могут получать ТСЖ и коммунальные службы.
По словам главы муниципального образования городского округа Тюмень, Дмитрия Еремеева, - это направление обязательно будет развиваться.
Определенная система визуального контроля непременно должна быть, особенно там, где отмечается криминогенная обстановка или большие скопления людей. Нужно окутать эти районы максимальным числом камер, несмотря на то что видеонаблюдение часто вызывает дискомфорт. Конечно, без вложений не обойтись, но здесь большую помощь нам оказывают застройщики. Во многих девелоперских проектах дворы и подъезды оборудованы камерами, подключенными к домофону. Не выходя из квартиры, человек может наблюдать за тем, как гуляет его ребенок.
Камеры наблюдения – не единственные средства для обеспечения безопасности. Активно используются жителями и специальные кнопки «гражданин-полиция». Они позволяют сообщить о происшествии защитникам правопорядка. Таким образом, в реализации проекта активную роль играют и сами граждане.
В соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №2446-р от 03 декабря 2014 года, планируется дальнейшее его развитие и широкое использование на территории города.
Самые безопасные города России
Программа «Безопасный город» активно реализуется в городах России: Нижнем Новгороде, Иркутске, Ставрополе, Самаре, Обнинске, Сочи, Хабаровске, Сургуте, Курске.
Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск образуют тройку наиболее безопасных городов России по итогам 2015 года. Таковы результаты рейтинга, составленного экспертами общероссийской программы "Безопасный дом".
Рейтинг составлен на основании количества установленных в городе камер на территориях жилых домов, а также числа домов, оснащенных системами безопасности.
В Северной столице сегодня зарегистрировано более 50 компаний домофонной отрасли. Кроме того, Петербург является лидером по абсолютному приросту количества камер. За 2015 год в Петербурге их было установлено более 5000.
Что касается Новосибирска, то за последний год он поднялся в рейтинге с 6-ой позиции сразу на 3 пункта, опередив такие города, как Екатеринбург, Самара и Казань. Новосибирцы сами инициируют установку систем видеорегистрации. Основная побудительная причина не только бесплатность установки, но и предоставление возможности жителям самим пользоваться видеоархивами, что встречается не часто.
Наибольшее распространение в регионах и муниципалитетах России получили составляющие комплекса, отвечающие за мониторинг паводковой обстановки, пожарной безопасности в лесах, автоматизации контроля.
Между тем, по показателям оснащения российских городов системами видеонаблюдения в сравнении с другими странами, наши города-лидеры уступают. Так, в Лондоне, считающемся самым насыщенным уличным видеонаблюдением, установлено 58 видеокамер на 1 тысячу человек, что в 6 раз превышает значения по Москве, сообщает корреспондент Информационного агентства МАНГАЗЕЯ.