Применение искусственного интеллекта в школьном образовании: отношение россиян
Социологическая лаборатория Среднерусского института управления –филиала РАНХиГС проанализировала результаты опроса россиян об их отношении к применению искусственного интеллекта в школьном образовании, которые представил Всероссийский центр изучения общественного мнения в апреле 2025 г .Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ Искусственный интеллект все активнее применяется для успешного решения задач в различных сферах профессиональной деятельности. При этом наиболее активные дискуссии вызывает его применение в образовании, причем часто высказываются противоположные точки зрения. Сторонники применения искусственного интеллекта в образовании видят вполне эффективные возможности повышения эффективности обучения за счет использования современных технологий ИИ, а те, кто активно выступает против, придерживаются мнения о том, что применение ИИ в школьном образовании существенно ограничит интеллектуальное и творческое развитие детей. Такое полярное отношение к проблеме часто связано с тем, что участники дискуссии, имеют неоднозначное понимание современного состояния развития технологий искусственного интеллекта, возможно, ограниченное представление о возможностях ИИ.
В целом 46% россиян не разрешили бы ребенку использовать ИИ для учебы в школе, при подготовке домашних работ и заданий, но если проанализировать как меняется это мнение, в зависимости от возраста, то мы увидим, что представители поколения «застоя» (53%) не разрешили бы своему ребенку-школьнику пользоваться ИИ в процессе обучения, в то время, как количество респондентов, разделяющих это мнение, меньше у поколения «цифры» (31%) и младших миллениалов (38%).
Одобряют использования ИИ по всем предметам всего 16% участников опроса, в то время 30% допускают лишь частичное использование ИИ по некоторым дисциплинам. При этом 10% россиян признали, что их дети используют нейросети в процессе обучения, 12% отметили, что это делают дети родственников, 14% – знакомых, а 34% респондентов, что в их окружении никто не использует ИИ.
Оценивая влияние ИИ на качество полученных знаний, большинство опрошенных (46%) склонны к негативным оценкам, отмечая ухудшение качества полученных знаний. При этом среди поколения «застоя» такого мнения придерживаются 51% респондентов, в то время, как среди поколения «цифры» всего 32% опрошенных.
14% опрошенных считают, что ИИ не влияет на качество полученных знаний. По мнению 24% россиян ИИ способствует улучшению освоения нового материала, причем возрастные различия во взглядах также проявились, поколение «цифры» (43%) склонны признавать пользу ИИ для качества образования, поколение «застоя» – 20%.
Анализируя новые возможности, которые ИИ создает для школьников, многие россияне отмечают уменьшение неравенства в доступности и получении качественного образования, а также:
- помощь детям с ограниченными возможностями (34%);
- повышенная доступность образования для жителей удаленных регионов (29%):
- развитие цифровых навыков (26%).
Опасения россиян в использовании школьниками ИИ в процессе обучения следующие:
- снижение умственной нагрузки, деградация (36%);
- отсутствие «живого общения» (31%);
- снижение мотивации к обучению, лень (27%);
- риск плагиата и списывания (26%);
- ухудшение критического мышления (25%).
По мнению, кандидата психологических наук, доцента кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Кустовой, результаты опроса демонстрируют, что взгляды на проблему использования технологий ИИ в школьном обучении отражают ограниченность представлений о современных технологиях ИИ как родителей, так и учителей, которые могут значительно повысить эффективность обучения, но, к сожалению, они практически не применяются в современной школе в связи с отсутствием специального оборудования и подготовленных педагогов. Необходима серьезная работа по разработке и внедрению технологий ИИ в образовательный процесс, поскольку у молодого поколения в большей степени сформирован запрос на использование современных технологий обучения, связанных с ИИ, что создает вызов для системы российского образования. Технологии ИИ, с одной стороны, создают новые возможности для обучения школьников, но, с другой стороны, могут приводить к негативным последствиям, в случае ограниченного видения возможностей и неумелого их применения.