Исторический старт российского просвещения: главные народные училища Екатерины II
3 октября 1786 года стало знаковым днем в истории российского образования. По инициативе императрицы Екатерины II в Российской империи открылись первые образовательные учреждения нового типа - Главные народные училища. Эти школы стали первыми государственными учебными заведениями, предназначенными для широкого круга учащихся, независимо от происхождения и статуса (за исключением крепостных крестьян).
Это событие ознаменовало начало масштабной реформы образования, целью которой было распространение грамотности и знаний среди населения. Одним из первых учреждений подобного рода стал открытый ранее, в 1783 году, Главный народный учительский семинар в Санкт-Петербурге, руководимый известным педагогом Фёдором Ивановичем Янковичем де Мириевым.
Главное народное училище отличалось прогрессивностью методов обучения, характерных для XVIII века. Особенностью учебного процесса была внедрение классно-урочной системы, ставшей основой современной организации школьного обучения. Ученики распределялись по группам («классам») в зависимости от уровня знаний и возраста, а занятия проводились в форме уроков по расписанию.
Школа принимала учеников всех сословий, кроме представителей сельского населения, поскольку крестьяне оставались вне сферы реформирования образовательной системы. Тем не менее, эта инициатива имела огромное значение для повышения образовательного уровня дворянства, купечества и служащих чиновничьего аппарата.
Открытие главных народных училищ положило начало развитию общего среднего образования в России. Идеи просветительства Екатерины Великой нашли отражение в стремлении расширить доступ к знаниям, сделать образование доступным для большего числа россиян.
«3 октября 1786 года вошло в историю как важнейшая дата начала качественного преобразования российской образовательной системы. Главная задача эпохи Екатерины II - повышение интеллектуального уровня нации - нашла выражение в открытии главных народных училищ, заложивших фундамент современного школьного образования в нашей стране», - прокомментировала Чуниха Анжелика, доцент Ставропольского филиала Президентской академии.