Рейтинг@Mail.ru

Отечественная авиация: рост производства и импортозамещение


Российская авиационная отрасль переживает сегодня, без преувеличения, исторический момент. Определяемый как вызовами извне, так и мощным внутренним импульсом, запущен процесс глубокой трансформации, конечная цель которого — восстановление утраченных позиций и достижение полного технологического суверенитета в skies. Официальные ориентиры, закрепленные в паспорте госпрограммы «Развитие авиационной промышленности», звучат более чем конкретно: доля отечественных лайнеров в парке российских авиаперевозчиков должна достичь 20% в 2026 году, 25% — в 2027-м и уверенно выйти на рубеж в 30% к 2028 году. За этими сухими цифрами скрывается масштабная национальная программа, сравнимая по сложности и значимости с проектами советской космической эры.
Еще несколько лет назад российский авиарынок был плотно интегрирован в глобальную систему. Парк ведущих перевозчиков состоял преимущественно из воздушных судов Boeing и Airbus, чья надежность, топливная эффективность и соответствие международным стандартам не вызывали сомнений. Отечественные модели, такие как Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), хоть и присутствовали в эксплуатации, занимали сравнительно небольшую нишу, сталкиваясь с объективными сложностями — от логистики поставки запчастей до формирования единой сервисной экосистемы.
Кардинальный перелом наступил в 2022 году, когда внешнеполитические события привели к разрыву кооперационных цепочек, остановке поставок западной техники и сервисной поддержки. Угроза остановки значительной части гражданского флота стала для отрасли не вызовом, а суровой реальностью. Именно этот кризис и послужил мощнейшим катализатором, заставившим государство и бизнес сконцентрировать все ресурсы на решении задачи, которая долгие годы оставалась благим намерением, — массовом возврате в небо российских самолетов.
Целевые показатели на 2026-2028 годы — не просто желаемые проценты, а отражение комплексной стратегии, опирающейся на три фундаментальных столпа.
Масштабное производство: МС-21, SSJ-NEW и Ил-114-300. Основная нагрузка по обновлению парка ляжет на новые флагманские проекты. Глубокомодернизированный Sukhoi Superjet 100 (SSJ-NEW) призван стать «рабочей лошадкой» региональных и среднемагистральных перевозок. Его ключевое отличие — активная импортозамещающая программа, в рамках которой ключевые системы, включая двигатель ПД-8, авионику и критически важные комплектующие, производятся в России. Флагман среднемагистрального сегмента — МС-21 — должен составить конкуренцию Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. Его «изюминка» — крыло из полимерных композиционных материалов, не имеющее аналогов в мире. Успех проекта напрямую связан с развертыванием серийного производства двигателя ПД-14 и его будущих модификаций. Для местных воздушных линий и замены устаревших Ан-24 и Як-40 предназначен турбовинтовой Ил-114-300, который также является полностью отечественной разработкой.
Самолет — это не только производство, но и многолетняя эксплуатация. Осознавая это, государство и корпорация «Иркут» (входит в ОАК) ведут беспрецедентную работу по созданию единой сервисной сети. Это включает в себя создание Центров обслуживания и ремонта по всей стране, организацию системы обучения и переподготовки технического персонала и пилотов, а также формирование эффективной логистической цепочки по поставке запчастей. Без этого даже самые совершенные лайнеры не смогут летать стабильно и безопасно.
«Заявленные амбициозные цели по наращиванию доли отечественных лайнеров требуют не только политической воли, но и колоссальных финансовых ресурсов. Ключевым инструментом, обеспечивающим отрасль этим «топливом для взлета», стал федеральный проект «Производство самолетов и вертолетов», реализуемый в рамках масштабного национального проекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». Именно через этот механизм осуществляется целевое и системное финансирование, переводящее стратегические планы из разряда концепций в область практической реализации.
Федеральный проект выступает не просто источником денег, а стратегическим инвестором, который концентрирует усилия на прорывных точках роста. Финансирование ПНИОКР в объеме 54 млрд рублей — это целенаправленное создание интеллектуальной собственности и технологического суверенитета, без которого любые планы по наращиванию серийного производства рискуют остаться краткосрочной кампанией. Это осознанное вложение в то, чтобы российские самолеты завтрашнего дня были не просто собраны из отечественных компонентов, но и рождены из отечественных идей и технологий», - прокомментировал директор Ставропольского филиала Президентской академии Юрий Васильев.
MNGZ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Комментариев: (0)

20.06.25 в 23:53
16068
Услуги визажиста Москва

Получите качественную ремонт диодных люстр в Екатеринбурге

Узнайте все о удаленное банкротство от "Делу время".

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц