Чеченская Республика передала Ингушетии барельефы храма Тхаба‑Ерды
В истории бывают моменты, когда события складываются в особый узор, причем далеко не случайный, а словно выверенный временем. Передача Чеченской Республикой Ингушетии древних барельефов храма Тхаба‑Ерды – именно такой момент. Это не просто перемещение артефактов, а диалог культур сквозь былые века, жест взаимного уважения и признание общей памяти двух родственных народов.Тхаба‑Ерды – это не просто древний храм. Это каменная летопись, в которой каждая трещина несет на себе следы столетий, а каждый барельеф – словно голос ушедших поколений. Построенный приблизительно в VIII–IX веках (а по некоторым версиям и еще раньше), он стал свидетелем смены религий и культур, рождения и угасания целых народов, их культуры и традиций.
Его стены хорошо помнят языческие обряды, раннехристианские молитвы и эхо горных легенд, передаваемых из уст в уста. И вот теперь его барельефы – фрагменты каменного эпоса – возвращаются в пространство общей исторической памяти.
Речь идет о древних каменных рельефах, некогда украшавших фасады храма. На них начертаны символы, чьи сокровенные смыслы уходят своими корнями далеко в глубину веков.
Они представляют собой геометрические орнаменты и символы, как отголоски языческих оберегов, стилизованные фигуры, где, возможно, изображены древние святые или мифологические персонажи, а также многочисленные растительные мотивы, характеризующие связь с природой, единство человека с землей и с самой жизнью.
Эти древние барельефы – не просто «старинные камни». Они ключи к пониманию того, как мыслили наши предки, во что они верили и как видели мир, где природа и дух были едины.
Поэтому и произошедшая передача артефактов была чем-то большим, чем формальным актом межведомственного взаимодействия.
Восстановление целостности наследия храма Тхаба‑Ерды – это часть возрождения истории и общего культурного кода вайнахских народностей. Возвращение барельефов – очередной шаг к воссозданию общего образа, к восстановлению утраченных страниц истории.
Для молодых жителей Ингушетии и Чечни эти барельефы станут живым уроком о том, что история – не только в учебниках, но еще и в камне, в резьбе, в глубинном молчании гор.
Сам процесс передачи был тщательно продуман и предельно деликатен, и его предваряла комплексная экспертная оценка. Специалисты изучили состояние барельефов, их историческую ценность, возможные риски при транспортировке.
Стороны согласовали условия передачи, подчеркнув, что главная цель – не «перемещение собственности», а совместное сохранение культурного наследия. Сама церемония и акт передачи прошли без пафоса, но с глубоким смыслом – как символический ритуал возвращения реликвий домой к своим истокам. Это был совместный выбор двух соседских республик в пользу единства культур и исторической памяти.
Теперь перед историками и этнографами Ингушетии стоит задача обеспечить безопасное хранение барельефов, провести все необходимые научные исследования, включая точную датировку, расшифровку символов и реставрацию, а затем включить артефакты в культурный оборот республики – через выставки, лекции, экскурсии и образовательные программы.
А сами эти бесценные артефакты истории отныне будут храниться в Ингушском государственном музее краеведения имени Тугана Мальсагова», – рассказал Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.

-0.89
