Прогноз роста экспорта индейки
В настоящее время среднее потребление индейки в России — около 2,8 кг на душу населения в год. К 2030 году Россия планирует нарастить производство индюшатины до 650 тыс. тонн, что в 1,5 раза выше уровня 2024 года. Это позволит увеличить потребление индейки на душу населения на 41%, а экспорт — на 81%.Производство мяса индейки российскими предприятиями в 2024 году выросло на 3,8% по сравнению с предыдущим годом и достигло 438 тысяч тонн в убойном весе. По данным за 2024 год, крупнейшими производителями индейки являются ГК «Дамате» (242 тыс. тонн в убойном весе, планируется увеличение производства индейки в Пензенской области до 300 тыс. тонн в год); ГК «Черкизово» (66 тыс. тонн); «СоюзПромПтица» (30 тыс. тонн), ГК «Руском» (20 тыс. тонн).
Как сообщили корреспонденту Информационного агентства МАНГАЗЕЯ Отрасль растет темпами, в два раза превышающими темпы птицеводства. При этом спрос всё еще превышает предложение. Российский рынок недостаточно насыщен индюшатиной, импорт этого продукта в 2024 году увеличился до 4,3 тыс. тонн.
Доля индейки в общем объёме производства мяса птицы в стране в 2024 году достигла 8%, но в экспорте едва превысила 6%. Выход на мощность производства в 650 тыс. тонн индюшатины в год позволит России полностью отказаться от импорта этого продукта, считают аналитики Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка. При таком росте производства экспорт мяса индейки вырастет до 50 тыс. тонн, а потребление на душу населения — до 4 кг в год. К 2035 году при сохранении темпов роста потребление индейки на душу населения составит уже 5 кг в год.
Россия поставляет индейку в 37 стран, основной объем поставок (60%) приходится на Китай. В 2024 году, по оценке Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, экспорт индейки составил 27,7 тыс. тонн, что на 8% выше уровня 2023 года.
Рост производства индейки в два раза превышает средний уровень роста производства в птицеводческой отрасли. Основной проблемой является нехватка собственной племенной базы. Чтобы ее преодолеть, Минсельхоз частично компенсирует затраты на создание племрепродукторов и оказывает поддержку на содержание племенных стад. Компании, входящие в состав Национальной ассоциации производителей индейки, реализуют программы создания новых площадок откорма и племрепродукторов, а также запуска новых перерабатывающих производств.
По мнению эксперта кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Тугачевой Ларисы, положительные тенденции производства индейки, ее потребления в расчете на душу населения и экспорта позволяют в перспективе рассчитывать на полное покрытие потребностей страны в индюшатине и обеспечение доступности диетического мяса этой птицы всем группам потребителей, повышение качества жизни населения и рост экономики данной отрасли.