
Подняться на Олимп геологоразведки
Чтобы стать настоящим геологом, надо быть фанатом своей профессии. Как показала X Всероссийская открытая полевая олимпиада юных геологов — а она вот уже восьмой день продолжается на тюменской земле — любви к профессии и стремления к достижению цели ребятам не занимать.
Сплошной экстримАлександр Туров, заместитель главного судьи олимпиады, в повседневной жизни возглавляющий кафедру региональной геологии и палеонтологии Российского геологоразведочного университета, убеждён, что подготовиться к соревнованиям даже за несколько месяцев напряжённой зубрёжки невозможно. Скажем, минералогию студенты изучают на протяжении первых двух курсов. А здесь ребята должны знать все существующие минералы, что называется, назубок. И это лишь один из двенадцати видов соревнований, выявляющих, порой в экстремальных условиях, всю глубину знаний, скорость, сообразительность, сноровку и сплочённость команды.
Один из наиболее сложных этапов — прохождение геологического маршрута. Командам из трёх человек необходимо с помощью компаса по заданным азимутам пройти почти три километра незнакомой местности. Но главное, предстояло обнаружить и зарисовать шесть заранее подготовленных геологических обнажений, нанести выявленные объекты на топографическую карту, собрать и детально описать все встречающиеся образцы горных пород. О сложности задания говорит хотя бы тот факт, что большинству команд четырёх часов, отведённых на прохождение маршрута, просто не хватило. Участники команды "Алтайские сороки" из Барнаула, например, бежали всю дорогу — от точки к точке, даже при подъёме почти на отвесную стену оврага. Последних в районе села Кулаково, где проходили соревнования, хватало. Как хватало ручьёв и болотцев. Экстрима добавлял накрапывающий дождь.
К слову, наблюдали за прохождением геологического маршрута 17 судей, 14 волонтёров, а также члены организационного комитета олимпиады. На определение результатов у судейской бригады Александра Турова уйдёт минимум два дня — с раннего утра до поздней ночи: необходимо объективно оценить все записи и изучить собранные образцы.
От слёта к олимпиадеДля Николая Андреева, профессионального геолога из Челябинска, нынешняя олимпиада уже десятая по счёту. Он "судил" ребят ещё в Советском Союзе. Правда, тогда это были всесоюзные слёты. Первый из них прошёл на Южном Урале ещё в 1966-м. Поддерживали их на государственном уровне — закопёрщиками выступали Министерство геологии СССР и ЦК ВЛКСМ. Юные геологи собирались со всех уголков большой страны — от Прибалтики и Армении до Средней Азии. Последний — восьмой — советский слёт прошёл в Киеве ровно четверть века тому назад.
Первый всероссийский слёт юных геологов состоялся на Южном Урале в 1993-м. К тому времени не было уже ни Мингео, ни комсомола. Держался слёт всё больше на энтузиазме профессиональных геологов. Потому и периодичность проведения постоянно менялась — проводили их через три-четыре года. Лишь с 2005-го геологические олимпиады вошли в колею — теперь они проходят под эгидой Федерального агентства по недропользованию каждые два года.
О чём говорят камниВ авангарде геологического движения шла Тюмень. Первый кружок юных геологов при Дворце пионеров появился здесь ещё в 1962-м. Организовал его Юрий Беседовский, который тогда не только работал в тематической партии Тюменского геологоразведочного управления, но и вёл на телевидении цикл передач "О чём говорят камни".
На встрече с "олимпийцами", а они проходят в детском оздоровительном центре "Алые паруса" каждый вечер после завершения напряжённых баталий, ветеран геологии, главный научный сотрудник Сибирского НИИ нефтяной промышленности, показывал на большом экране пожелтевшие от времени фотографии. И с упоением рассказывал о былых походах и о своих пионерах. Сегодня многие из них уже на пенсии. Большинство навеки связало свою судьбу с геологией — самой, как они считают, замечательной профессией на белом свете.
История открытийВстречу с ветеранами тюменской геологии предварил документальный фильм об истории геологических открытий в Западной Сибири. С кадров кинохроники на нынешних "олимпийцев" смотрели легенды российской геологии: Рауль-Юрий Эрвье и Фарман Салманов, Иван Губкин и Андрей Трофимук, Николай Ростовцев и Лев Ровнин… Десятки первопроходцев, которые среди непролазных болот и вечной тайги открыли несметные богатства.
Этих людей, поднимающихся на сцену, зал встречал бурными аплодисментами. Они открыли сотни месторождений. Герой Социалистического Труда Николай Глебов, разменявший девятый десяток, на своём веку пробурил первую глубокую скважину в Тарко-Сале, вскрыл "слоёный пирог" уренгойских залежей, получил на Ямале первый конденсат, прозванный белой нефтью. На счету Героя — Похромское и Пунгинское, Губкинское и Комсомольское, Айваседо-Пуровское и Южно-Уренгойское месторождения...
В 1970-х бригада Николая Глебова, прошедшая в буквальном смысле слова через огонь и воду, первой опробовала турбобур, который позволил вдвое нарастить скорость проходки разведочных скважин. К нему за передовым опытом слетались со всей страны. А однажды приехал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин… И предложил просить всё, что угодно. От неожиданности рекордсмены так растерялись, что попросили лишь галоши и валенки — для работы.
Под руководством Ивана Гири открыли Уренгойское газовое месторождение. Зимой 1965-го он, 32-летний начальник Нарымкарской нефтеразведки, за плечами которого были уже Пунга, Похрома и Игрим, по приказу Юрия Эрвье перебазировал экспедицию из Ханты-Мансийска в Уренгой. Буровую весом в 150 тонн, предварительно разобрав, военными самолётами забросили в Тарко-Сале, оттуда вертолётами доставляли на точку. Летом 1966-го газовый фонтан возвестил об открытии крупнейшего на планете Уренгойского месторождения. Затем были Ямбург, Бованенково, Харасавэй…
Фаиз Хафизов, дослужившийся в 1980-х до главного геолога Главтюменьгеологии, не один год своей жизни посвятил подсчёту запасов вновь открываемых месторождений, в том числе Самотлора, Уренгоя, Ямбурга, Заполярного… В 1966-м, когда он только приехал из Башкирии в Тюменскую геологическую экспедицию, большая часть Западной Сибири представляла собой белые пятна. Сегодня здесь открыто уже почти девятьсот месторождений и около пяти тысяч залежей. Первооткрыватели обеспечили страну надёжными запасами нефти и газа.
И хотя белых пятен на карте России сегодня осталось не так уж много, ветераны уверены: юным геологам предстоит сделать ещё немало громких открытий. Только эти открытия будут гораздо труднее, поскольку новые залежи находятся в пластах с очень сложным строением и на более глубоких горизонтах.
Захватывающие перспективыАнатолий Брехунцов, прошедший путь от техника-геолога Усть-Балыкской нефтеразведочной экспедиции до главного геолога, заместителя начальника Главтюменьгеологии, после развала СССР создал и возглавляет Сибирский научно-аналитический центр. Один из крупнейших в стране. Именно Брехунцов выступил инициатором проведения в Тюмени всероссийской олимпиады, поскольку убеждён: геологии давно пора возвращать былой престиж. Ведь когда-то эта овеянная романтикой и воспетая в песнях профессия была не менее почётна, чем профессия космонавта.
Юным геологам доктор геолого-минералогических наук, вооружившись диаграммами и картами на слайдах, прочитал целую лекцию о колоссальной роли Западной Сибири. Некогда заповедная территория является поилицей и кормилицей России. Открыли все эти несметные богатства советские геологи. Страна не жалела ресурсов: в Главтюменьгеологии трудились 120 тысяч специалистов, а для обеспечения проводимых работ каждый день в небо поднимались полторы сотни вертолётов!
Казалось бы, масштаб сегодня уже не тот. Но перспективы не менее захватывающие. Нынешних "олимпийцев" ожидают открытия в Арктике и на шельфе северных морей. Западная Сибирь, дающая стране две трети всей нефти и более 90 процентов газа, надолго сохранит своё значение. Так что работы хватит ещё не на одно поколение геологов.
Парламентская газета Тюменские известия
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ