Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




В Думе Югры состоялось заседание круглого стола, посвящённого проблемам обучения детей мигрантов в автономном округе

В Думе автономного округа под руководством председателя Комитета по
социальной политике Натальи Западновой состоялось обсуждение проблем,
касающихся обучения детей мигрантов в Югре по итогам проведённого в 2012
году социологического исследования.

Участие в заседании круглого стола приняли Председатель окружной Думы
Борис Хохряков, вице-спикер окружного парламента Александр Сальников,
югорские депутаты Татьяна Гоголева, Надежда Алексеева и Виктор Валеев,
уполномоченный по правам человека в регионе Александр Сидоров,
уполномоченный по правам ребёнка в Югре Татьяна Моховикова,
представители и руководители общественных организаций, представители
муниципальных и региональных органов исполнительной и законодательной
власти, учёные, руководители и педагоги школ, дошкольных учреждений,
социальных учреждений, учреждений культуры.

По вопросу выполнения рекомендаций по итогам проведения круглого стола
от 1 февраля 2012 года собравшихся проинформировали первый заместитель
директора Департамента образования и молодёжной политики автономного
округа Денис Погонышев, руководитель Департамента социального развития
Югры Мария Краско, а также директор окружного Департамента культуры
Александр Кармазин.

О результатах проведения социологического исследования на тему:
«Проблемы обучения детей мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе
– Югре» на совещании рассказали представители научного коллектива
Сургутского государственного педагогического университета (СурГПУ):
доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ,
главный научный сотрудник лаборатории региональных исследований СурГПУ,
профессор кафедры социологии и социальных технологий управления
Уральского федерального университета, первый вице-президент Российского
общества социологов Гарольд Зборовский; доктор социологических наук,
профессор, директор Центра социологических и маркетинговых исследований
Гуманитарного университета города Екатеринбурга Елена Шуклина; первый
проректор, доктор социологических наук, председатель Югорского отделения
Российского общества социологов Владислав Засыпкин.

В обсуждении также участвовали представители муниципальных образований,
руководители общественных и социальныхучреждений, учреждений
дополнительного образования.

В ходе круглого стола было озвучено, что общее количество детей из семей
иностранных граждан, зафиксированных на территории муниципалитетов
автономного округа, в 2012-2013 учебном году составило 2524 человека
(доля детей иностранных граждан от общей численности учащихся
автономного округа – 1,5%).

Наибольшее число детей из семей иностранных граждан в муниципальных
образованиях автономного округа отмечено в Сургуте – 816 детей (31% от
общего количества детей-мигрантов), Нижневартовске – 273 детей (13,5%) и
Ханты-Мансийске – 234 (%).

«Анализ проблем социокультурной адаптации детей мигрантов, связанных с
особенностями проживания мигрантов и уровнем развития инфраструктуры,
культуры и досуга в Югре, проведённый Департаментом культуры автономного
округа на основе аналитического материала, ежегодно предоставляемого
муниципальными образованиями по результатам реализации государственной
политики в области культуры, даёт основания сделать выводы, что
учреждения культуры округа активно проводят работу с этносами,
проживающими в регионе», - отметил в ходе своего выступления директор
окружного Департамента культуры Александр Кармазин.

Он также проинформировал о том, что в Югре накоплен многолетний опыт
диалога культур, который реализуется через деятельность центров
национальных культур, основные задачи которых направлены на сохранение и
развитие национальной культуры, поддержание стабильности межнациональных
отношений, просветительскую деятельность, широкое приобщение молодёжи к
изучению традиционной культуры.Центры национальных культур объединяют
для сотрудничества 75 национальных общественных организаций и культурных
автономий округа. Особое место в формировании толерантного отношения,
уважения к традициям и обычаям разных народов занимает деятельность 124
самодеятельных коллективов народного творчества, созданных в округе на
базе учреждений культуры всех типов.

Рассказывая о результатах проделанного исследования, профессор Гарольд
Зборовский отметил: «При проведении социологического исследования
«Проблемы обучения детей мигрантов в Ханты-Мансийском автономном округе
– Югре» был задействован большой коллектив учёных, преподавателей,
аспирантов и студентов СурГПУ. Благодаря такому комплексному и
детальному подходу к изучению, а также поддержке Думы автономного
округа, Комитета по социальной политике, депутата Натальи Западновой
работа исследования была проведена успешно».

Он также акцентировал внимание присутствующих на наиболее значимых
проблемах, выявленных в ходе анализа – в исследовании был сделан акцент
на изучение социальных групп. Дети мигрантов рассматривались, как
определенная социальная общность. Социологический анализ адаптации детей
мигрантов непосредственным образом связан с изучением субъективной
стороны их деятельности – потребностей, мотивов, целей, жизненных
планов, стратегий, а также с оценками способов их реализации. Прежде
всего, изучение образовательных потребностей детей мигрантов, выявление
характера. Уровня их развития, оптимальных условий и способов
удовлетворения.

Было также озвучено, что опрос педагогов и администрации школ показал
рост актуальности проблем обучения детей мигрантов в автономном округе.
Педагоги считают, что организация образовательной деятельности детей
мигрантов обладает особой спецификой и характеризуется спектром проблем,
решение которых не всегда возможно только в рамках школы и требует
комплексного подхода.Кроме того, педагоги убеждены, что для реализации
успешной деятельности детей мигрантов необходимо решение вопросов,
прежде всего их языковой и социокультурной адаптации, организации
взаимодействия с родителями и активного привлечения сторонних
организаций – социальных служб, УФМС, диаспор и так далее.

Особой актуальностью, с точки зрения педагогического сообщества,
характеризуется проблема состояния нормативно-правовой базы, создающей
условия для успешной работы с детьми мигрантов, необходимых формальных и
неформальных стимулов, обеспечивающих их эффективность.

Выявляя отношение детей мигрантов к учёбе, выяснено, что учащиеся
мигранты позитивно относятся к обучению, этот вид деятельности является
для них привлекательным. Школьное образование для детей мигрантов –
важный адаптационный фактор, напрямую связанный с профессиональным
образованием и перспективой получения в будущем хорошей с их точки
зрения профессии.

В целом, в ходе обсуждения круглого стола, участники сошлись во мнении о
том, что в округе накоплен значительный опыт разработки концепции и
создания системы образовательной и воспитательной деятельности по
формированию толерантности в рамках отдельных образовательных
учреждений. Опыт исследования доказал, что практически каждая школа Югры
имеет серьезные проекты по формированию культуры толерантности.

«Система образования Югры эффективно решает проблему обучения детей
мигрантов. Постановка вопроса о системном подходе к социальной адаптации
детей мигрантов является важным результатом данного исследования. В
округе накоплен значительный опыт в разработке концепции и создании
системы образовательной и воспитательной деятельности по формированию
толерантности в рамках отдельных образовательных учреждений. Создание
модели «Школа территории толерантности» реализуется в параллель с
усилиями муниципалитетов, общественных организаций, работающих в этом
направлении конкретных населенных пунктов», - резюмировал профессор
Гарольд Зборовский.

В ходе заседания участники также обсудили проблемы, связанные с
нормативно-правовым регулированием взаимодействия школы и детей
мигрантов, проблемой языкового барьера, «резиновых адресов», охраны
здоровья детей мигрантов в регионе. Также обсуждались вопросы,
касающиеся слабой методической базы системы образования детей данной
категории, нехватки обмена опыта с другими регионами.

«Абсолютно естественным является то, что дети, привезённые в наш регион,
помимо получения качественного образования нуждаются и в оказании
медицинской помощи. При обращении за необходимой медицинской помощью по
месту жительства, они, конечно же, её получают в полном объёме», -
отметила заместитель Директора регионального Департамента
здравоохранения Тамара Овечкина.

Говоря о важности обсуждаемой темы, вице-спикер Думы автономного округа
Александр Сальников процитировал выдержку из его статьи Президента
Российской Федерации Владимира Путина о национальном вопросе,
опубликованную в «Независимой газете». «Не стоит забывать о том, что всё
начинается с детства, и именно сейчас необходимо обращать на это
внимание», - резюмировал он.

Подводя итоги обсуждения, Наталья Западнова подчеркнула, что все
предложения к рекомендациям данного круглого стола будут учтены при
подготовке итоговогодокумента. Она также отметила, что многие вопросы,
обсуждаемые в ходе первого заседания круглого стола в феврале 2012 года,
были учтены при организации работы с детьми и семьями мигрантов.

Так, в целях профилактики правонарушений, выявления лиц, не имеющих
места жительства, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних с 2009
года в Югре осуществляет деятельность межведомственная служба
«Социальный патруль». За 2012 год службой «Социальный патруль» были
выявлены 102 безнадзорных ребенка – 50 детей помещены в учреждения
социальной сферы, 35 несовершеннолетних возвращены в семью.

По данным ежегодного мониторинга, ведущегося с 2009 года, число детей,
не владеющих или слабо владеющих русским языком, сохраняется в пределах
400. В 2011 году количество таких детей составило 345 человек, в 2012
году их показатель уменьшился до 303. Показатель количества не владеющих
составил – 30 человек. Поэтому, в соответствии с приказом Департамента
образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа –
Югры от 23.08.2011 №667 «О внедрении проекта «Школа адаптации» для детей
мигрантов в образовательных учреждениях автономного округа» с 1 сентября
2011 года в 12 общеобразовательных учреждениях 8 муниципалитетов, в
которых наибольшее количество детей-мигрантов (города Нефтеюганск,
Нижневартовск, Нягань, Радужный, Югорск, Сургут и Сургутский район)
реализуется проект, прошедший успешную апробацию – «Школа адаптации».

В рамках данного проекта с целью преодоления языкового барьера, а также
более успешной социализации детей используется практика
педагогов-носителей родного языка (азербайджанский, таджикский,
лезгинский языки). В учебные планы образовательных учреждений включено
большее количество часов на изучение русского языка, на организацию
индивидуальных и групповых занятий по чтению, русскому языку,
организуются дополнительные занятия по русскому языку для детей с
родителями. Кроме того, тесную связь образовательные учреждения
поддерживают с национальными диаспорами. Диаспорами инициированы вопросы
создания воскресных школ, где дети совместно с родителями стремятся к
преодолению языкового барьера и социальной адаптации.

В завершение круглого стола председатель Комитета по социальной политике
Наталья Западнова поблагодарила всех, кто принимал участие в дискуссии,
слова особой благодарности она адресовала научному коллективу за
проделанную работу. «Результаты данного исследования необходимо
учитывать при разработке программ социальной направленности. Эта работа
проведена на высоком и качественном уровне для людей, семей, проживающих
в нашем регионе».

Коммментариев: (0)



Установка счетчиков воды в квартире

Профессиональная услуга поменять смеситель на сайте Сервис Руки

Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц