Ямальский великий шелковый путь
Два дня Ямал принимал у себя участников Государственной комиссии по развитию Арктики. Федеральные министры получили возможность увидеть и оценить строительство порта Сабетта – новый мощный логистический узел в Арктике, обсудить и синхронизировать проекты развития транспортной инфраструктуры сразу пяти арктических регионов.
Уникальные проекты, среди которых Северный широтный ход, взаимоувязаны и направлены на решение одной задачи – создание нового облика современной Арктики.
Первое заседание рабочей группы Госкомиссии по развитию Арктики оказалось успешным. Федеральные министры, от усилий которых зависит развитие северных регионов, оказались на редкость сговорчивыми. Впрочем, в нынешних геополитических и экономических условиях трудно искать альтернативу углеводородам, которые являются главным источником формирования доходной части бюджета России. В повестке двух больших совещаний значились проблемы транспорта и геологии. Связь этих, на первый взгляд, совершенно разных отраслей очевидна – без развитой железнодорожной и портовой инфраструктуры невозможно взять ни одно арктическое месторождение.
В современной Арктике все взаимосвязано: железная дорога и морские порты-хабы, Северный морской путь, ледоколы и геология. Развитие последней – главное условие открытия новых месторождений. "Без государственной поддержки в геологоразведке никуда, поскольку это очень затратные и очень рисковые виды работ", - считает директор департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и нефтегазового комплекса ЯНАО Юлия Чеботарева. Поддержать геологию Ямал предлагает снижением размера разового платежа при выходе недропользователей на территорию со слабыми прогнозными ресурсами. В этом есть своя логика: в последнее десятилетие геологоразведочные работы на территории региона выполняются на стабильно низком уровню и имеют тенденцию к сокращению. Последние изменения в федеральном законодательстве в некотором смысле стимулируют геологоразведку, но не все так гладко. Существующий дисбаланс по объемам лицензий на поисковый этап и геологоразведку на выходе трудно не заметить.
"Какие-то налоговые преференции, особенно в труднодоступных районах, в районах, где геологоразведочные затраты требуют больших капитальных вложений, без льгот просто сейчас не обойтись. Это моя позиция", - комментирует заместитель председателя правления-директор по геологии ОАО "НОВАТЭК" Иосиф Левинзон. Практики ратуют за государственную поддержку. Однако в министерстве считают – мотивировать к проведению изыскательских работ могут не только субвенции и налоговые льготы, но и снижение административных барьеров, обеспечение более простого доступа к геологоразведке. "Мы считаем, что сегодня необходимо использовать новые механизмы для мотивации, позволяя компаниям с учетом рисков, связанных с геологоразведкой, получать лицензии с наименьшей нагрузкой с точки зрения процедурных процессов. Сейчас акцент на это делаем", - заявил Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.
Потенциал открытия новых месторождений, особенно в Арктике, далеко не исчерпан. К примеру, Ямал заслуженно претендует на статус стратегического центра мировой и российской нефтегазодобычи. Однако взять недра без развитой транспортной схемы нереально. Проект Северный широтный ход готов к реализации. Подготовительный этап пройден, его участники готовы отвечать по своим обязательствам, в том числе и финансовым.
"Мы готовы доложить правительству РФ о готовности проекта. Мы утвердили его финансово-экономическую модель. Нужно чтобы наши решения нашли отражение не только в государственной программе развития транспортной системы, федеральной целевой программе, но и бюджете РФ на ближайшую перспективу. Только в этом случае проект может быть реализован", - заявил Министр транспорта РФ Максим Соколов. Несмотря секвестрование федеральных расходов, в федеральной целевой программе средства на реализацию Северного широтного хода все еще есть. В случае поддержки правительством уникальный проект может быть реализован уже к 2020 году.
"Нет сомнений, что проект Северный широтный ход будет реализован. Проект сложный, должны быть определенные гарантии государства. Мы получили резолюцию главы государства о том, что проект для страны важен", - прокомментировал врио губернатора ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
В целом, СШХ может стать альтернативой "Великому шелковому пути" - мегапроекту Китая по созданию железнодорожной магистрали, объединяющей двадцать одно государство Евразии. Сегодня узел Транссибирской магистрали в районе Тюмени, Сургута и Екатеринбурга перегружен. Ямальская ветка Северного широтного хода позволит снять напряжение. "На базе Северного широтного хода возможно в дальнейшем создание транспортного коридора, который может стать альтернативой южным маршрутам, предусмотренным в мегапроекте Китая "Великий шелковый путь", и создание еще одного альтернативного коридора "Север – Юг" с учетом наших работ в рамках БРИКС. Ничего тут нереального нет, можно начинать", — подчеркнул первый вице-президент компании РЖД Александр Мишарин.
Узким звеном остается мост через Обь в районе Салехарда и Лабытнаног. При наличии моста перевозки пошли бы по Северной железной дороге, которая сейчас не загружена. Несомненно, первые вложения за государством. Дальше могут помочь частные инвесторы, поисками которых Ямал активно занимался в последние годы. Для них это весьма привлекательно: после принятия закона о ГЧП инвесторы получили право рассчитывать на свой кусок финансового пирога. Новые юридические схемы позволяют объектам находиться в длительной эксплуатации инвесторов. По прогнозам, 60 млрд. рублей государственных инвестиций позволят привлечь к строительству моста через Обь до 300 млрд. рублей дополнительных средств. Примечательно, что к арктическим проектам особую заинтересованность проявляют иностранные партнеры. Например, все тот же Китай. "Мы в любом случае должны подразумевать некую интеграцию экономики. Хотим мы этого, не хотим, но она будет проходить. Естественно, здесь нужно очень грамотно подходить и ставить во главу угла интересы России", - прогнозирует заместитель председателя правительства Республики Коми Эльман Худазаров.
Пять арктических регионов представили пять проектов. Причем каждый из них претендует на включение в государственную программу развития Арктической зоны. Регионы не соперники, скорее, собратья.
К примеру, "Белкомур", который в будущем соединит Архангельскую область, республику Коми, Пермский край и Соликамск, свяжет 60 населенных пунктов и откроет доступ к железной дороге миллиону россиян. Общая протяженность железной дороги составит 1160 километров. Из них новое строительство — 712 километров, реконструкция — 449 километров. Или незамерзающий порт в Индиге. Его лижет Гольфстрим, а значит, он как нельзя лучше подходит для создания перегрузочных комплексов и ремонта судов. Глубоководный морской порт-хаб в Архангельске с возможностью круглогодичного захода крупнотоннажных судов гарантирует ежегодную перевалку как минимум 45 млн. тонн грузов, в том числе нефтеналивных.
"Мы все разные. У каждого есть свои сильные и слабые стороны, и мы должны друг друга дополнять, чтобы решать важную государственную задачу по развитию Арктики", - убежден заместитель губернатора Мурманской области Григорий Стратий.
Кризис явно не ускорит задуманные проекты, но и остановить их уже невозможно. Именно они сформируют новый облик современной Арктики, особенно с точки зрения социально-экономического развития северных регионов.
Лилия Горохова, ИА "Север-Пресс".

-0.14
