Вот как бывает: живешь в Подмосковье, а окрестностей не знаешь, все время ездишь одними и теми же дорогами. А ведь стоит отъехать в сторону и можно найти много интересного, а иногда и загадочного. Вот, например, всего в сотне километров от столицы в лесу под Дубной скрывается гигантский шар. Что за диво? Надо бы разобраться!
Наверняка про этот шар слышали многие. Особенно часто про него рассказывают любители оффроудных покатушек говорят, что они устраивают около этой "достопримечательности" слеты клубов и даже соревнования. И все они в один голос твердят, что побывать там стоит, даже несмотря на тяжелую дорогу. А потому раздумывали мы недолго оседлали полноприводную Mazda CX-5 с дизельным мотором и отправились в путь.
Ремонт это состояниеВот ведь обидно ехать-то не так далеко, а дорога отнимает уйму времени. Даже в рабочий день областные шоссе из-за многочисленных ремонтов местами оказываются парализованными. Не помогает и попытка срезать по "бетонке" там основным бедствием оказываются железнодорожные переезды. Спасает только то, что автомобиль у нас отлично приспособлен для дальних путешествий. Хоть Mazda CX-5 и относится к классу компактных кроссоверов, места внутри у нее немало, кресла уютные, автоматический климат-контроль создает расслабляющую атмосферу. Да и тандем 175-сильного 2,2-литрового дизеля с 6-диапазонным автоматом несказанно радует водителя можно спокойно катиться в потоке, наслаждаясь тишиной и отсутствием вибраций, а можно "пришпорить", чтобы обогнать зазевавшегося тихохода.
После того как добрались до Дубны, стоит чуть отвлечься от главной цели. Уйдя чуть в сторону, можно полюбоваться на… огромный 9-метровый стул, установленный прямо у дороги. Появилось это необычное сооружение тут не случайно: его в 2005 году установила одна мебельная компания в качестве подарка ко дню города. Говорят, что этот необычный "памятник" хотели даже занести в книгу рекордов Гиннеса. Но этого не случилось, причем по очень забавной причине не смогли подобрать подходящую номинацию.
Советуем также остановиться на пару минут и у железнодорожной станции "Большая Волга". Перед зданием вокзала здесь стоит инсталляция "Транссиб-512". Основу памятника составляет отреставрированный маневровый танк-паровоз 9П-742 (паровозы этой серии сконструировали в 1935 году). Правда, знающие люди утверждают, что его "восстановление" провели варварским методом: многие важные детали с него сняты, а другие, фальшивые, наоборот, приделаны (например, поручни и буфера). Впрочем, от этого стоящий на постаменте локомотив не теряет привлекательности, так что повидать его все равно стоит.
Кстати, если захотите заправиться или перекусить, то сделать это тоже лучше в Дубне. Благо, с этим в наукограде проблем нет тут имеется несколько хороших АЗС, кафе и ресторанов. А вот за границей города таких благ цивилизации вы уже не найдете.
Проехав по дамбе, мы выбираемся из города и берем направление на Кимры. Ехать осталось недолго всего через несколько километров приходит время повернуть с трассы в направлении деревни Федоровка. И тут-то и начинается самое "веселье". Местные старожилы говорят, что раньше к этому поселку вела обычная грунтовая дорога. А вот в этом году власти наконец решили ее заасфальтировать. И надо же было такому случиться, что мы и тут попали в самый разгар дорожных работ! Строители уже выровняли участок и засыпали его толстым слоем гравия. Ехать по нему на машине с довольно упругой подвеской настоящее наказание. А потому мы поступили так же, как местные жители: свернули на проложенную по полю грунтовку и спокойно объехали стройку.
Дальше все оказалось довольно просто. По вполне приемлемой деревенской дорожке мы проехали через поселки Губин Угол и Ларцево. Тут передвигаться стало уже посложнее: грунтовка изобилует кочками и холмиками, на которых низкую машину недолго и на брюхо посадить. Хорошо, что у нас с этим проблем не возникает, благо клиренс у Mazda CX-5 неплохой. И вскоре мы увидели на обочине заветный "указатель" кособокую надпись "К шару" со стрелкой налево. Значит, приехали?
Увы, с выводами мы поторопились. Судя по навигатору, до цели осталось совсем немного, чуть больше полукилометра. Но одного взгляда хватило, чтобы оценить раскисшую после дождей почву и огромные ухабы, поджидающие нас впереди. Справится ли с такой задачей наш "паркетник"? Решили аккуратно попробовать. Но уже через сотню метров остановились не потому, что Mazda "спасовала" (она-то готова была ехать и дальше), а из опасений повредить ее нарядный кузов. В дальнейший путь отправляемся пешком. И вскоре поняли, что правильно сделали: чем дальше мы углубляемся в лес, тем хуже становится дорога! У самого шара она превращается в такой кошмар, что даже на серьезно подготовленном вездеходе сюда соваться не захочешь.
Наконец среди густых крон показалась цель нашего небольшого путешествия. На спутниковой картинке шар кажется почти белым. Но в реальности он оказался угрюмо-серым. Местами на нем видны более темные пятна. Оказывается, раньше "визитеры" считали своим долгом оставить "автограф" краской из баллончика. Но некие загадочные добрые люди эту практику пресекли и аккуратно закрасили всю пеструю "наскальную живопись". Впрочем, народное желание оставить свой след оказалось неистребимым поверх свежей краски уже появилось несколько свежих надписей.
Чем ближе подходишь к шару, тем лучше понимаешь, насколько он громадный. Шутка ли 18 метров в диаметре! Почти с 5-этажный дом, между прочим! С одной стороны, в его стенке прорублено большое отверстие. По слухам, раньше его тоже не было, а имелся узкий лаз, в который нужно было протискиваться. Теперь же внутрь можно зайти с высоко поднятой головой! Кстати, сделать это стоит не только из-за поражающих размеров: даже самый тихий звук внутри сферы многократно отражается и преломляется, создавая совершенно фантастическую акустику.
Уже стоя внутри этого поразительного сооружения, мы в очередной раз задумались о его происхождении и предназначении. Чтобы найти ответы на наши вопросы, мы пообщались с несколькими жителями близлежащих деревень, а позже провели исследование в Интернете. И выяснили, что даже само появление этого "Гулливера" в подмосковном лесу окутано тайной. Одни утверждают, что здесь хотели построить некий военный объект, да почему-то передумали. Другие говорят, что шар везли на вертолете, но крепежные тросы по пути оборвались. Возвращаться за ним не стали, так и оставили лежать в лесу. Так ли это было на самом деле? Сегодня этого уже не выяснишь. Правда, одно наблюдение говорит в пользу гипотезы о целенаправленной установке сферы: забравшись внутрь, сразу обращаешь внимание на то, что оболочка незамкнутая, ее нижняя часть "спилена". А на нижнем "ребре" все еще можно разглядеть привинченную мощными болтами металлическую полосу, из которой торчат впившиеся в землю толстые металлические колья. Эта деталь заставляет усомниться в падении шара с вертолета – уж очень похоже, что "купол" все же смонтировали здесь специально. Правда, это всего лишь догадка.
А вот узнать хоть что-то о возможном назначении шара оказалось чуть проще. По словам специалистов, сотовая структура стеклопластика, из которого сделан шар, говорит о его возможном использовании в военных радарных системах. Некоторые даже утверждают, что этот шар – не что иное, как радиопрозрачный купол для компонентов советской командно-измерительной системы "Куб-У", которую в 1963-1965 годах установили в одном из командных пунктов около подмосковного Щелково для контроля за космическими аппаратами. В 1980-м (именно в этом году шар появился в лесу под Дубной) морально устаревшую "Куб-У" стали заменять на новую, более совершенную систему "Куб-Контур".
Впрочем, это опять гипотезы и предположения точных сведений о шаре у нас, увы, нет. Да и так ли это важно? Ведь ореол тайны лишь добавляет привлекательности этой необычной достопримечательности, делает ее одной из самых интересных точек на карте Московской области. По крайней мере для тех, кто не хочет проводить выходные лежа на диване, а радуется любой возможности увидеть и узнать что-нибудь новое. Вы можете сказать то же самое про себя? Тогда не раздумывайте, а отправляйтесь по указанным координатам. И очень желательно, чтобы вас в этой поездке "сопровождал" уютный, комфортный и достаточно проходимый автомобиль. Такой, как наша Mazda CX-5, например.
Текст и фото Романа Кудрявцева