Вероника Скворцова рассказала об основных методах повышения эффективности финансирования в здравоохранения
За последнее десятилетие консолидированный бюджет здравоохранения нашей страны вырос в 4, 2 раза. Если в 2006 г. он составлял 690 млрд рублей, то в 2016 г. он составил 2, 8 трлн рублей. В сравнении с 2015 г., несмотря на все финансовые сложности, консолидированный бюджет вырос на 4,3%, хотя в процентах от ВВП он остался на том же уровне, что и в 1996 году.
Такие данные привела министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, выступая на панельной дискуссии, "Эффективное формирование бюджета в здравоохранении", которая состоялась в рамках гайдаровского форума, проходящего в 13-15 декабря 2016 г. в Москве.
Между тем, главная задача финансирования здравоохранения, сказала Скворцова, — не поиск новых средств, а рациональное использование существующего ресурса, уменьшение неэффективных расходов и применение ресурсосберегающих технологий. В связи с этим в конце 2000-х годов было принято важное решение о концентрации финансов преимущественно в рамках одного источника, то есть о применении одноканального финансирования, в рамках федерального фонда обязательного медицинского страхования. Если 2006 г. в ОМС находилось только 42% консолидированного бюджета (в абсолютных величинах это 290 миллиардов рублей), то в 2016 г. эта цифра достигла 60%, или 1, 7 трлн рублей, а ресурсы ОМС в системе оказания медицинской помощи, очищенные от медицинского образования и некоторых других аспектов здравоохранения, превышают 80%. При этом на госбюджет ложиться намного меньше финансового бремени. Менее 18% финансирования — на федеральный бюджет и чуть больше 22% — на региональные бюджеты. Таким образом, подчеркнула глава Минздрава, практически весь объем медицинской помощи оказывается за счет средств единой системы ОМС. Только некоторые стратегические направления, такие, например, как национальный календарь прививок, остаются в федеральном бюджете, а на ответственности национальных бюджетов остаются привязанные к конкретной территории социальные заболевания.
Второе направление, которое повышает эффективность финансовых ресурсов, продолжила Скворцова, это государственная программа развития здравоохранения, которая включает в себя все источники финансирования. Программа состоит из подпрограмм, разделенных по целям, по мероприятиям и по конкретным индикатором эффективности, которые позволяют регулировать в целом направленность ресурсов.
Третьим инструментом системы структуризации здравоохранения является программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Основной принцип, положенный в основу формирования этих программ, пояснила Скворцова, фактически отражает государственный подход к обеспеченности населения медицинской помощью и подразумевает единый подушевой финансовый норматив, который в 2016 г. составит 11 900 рублей на каждого гражданина страны. В сегменте региональных бюджетов этот показатель устанавливается ежегодно постановлением правительства и является основой планирования. Средства поступающие из федерального бюджета субъектам федерации зависят от численности населения и выделяются подушево с учетом межрегионального коэффициента дифференциации, связанного с большим количеством дополнительных финансовых показателей, и предоставляемого всем отраслевым ведомствам министерством финансов.
Еще один важный принцип, добавила глава Минздрава РФ, — это нормативный метод планирования объемов медицинской помощи, который позволяет планировать ресурсы по видам помощи. Расчет базируется с одной стороны на реальности потребностей населения, а с другой стороны на тех трендах, которые задаются в плане ресурсосбережения. "В 2012 г., — сказала Скворцова, — мы четко выстроили векторы в сторону оптимизации работы первичного звена здравоохранения, увеличения объемов профилактического посещения и диспансеризации, развития неотложной помощи, развития системы дневных стационаров без круглосуточного обеспечения пациентов с оказанием медицинской помощи, оптимизации стационарной помощи а также развития направлений, которые практически не были задействованы в нашей стране — это медицинская реабилитация и паллиативная помощь".
Важный принцип формирования нашего общего консолидированного бюджета, продолжила Скворцова, — это общая тарифная политика на территории страны и единые методы оплаты медицинской помощи. Оба принципа были внедрены в 2013 г., тогда же были выделены наиболее эффективные методы оплаты стационарной помощи по клинико-статистическим группам (КСК). За 2 года количество этих групп увеличилась с 200 до 410, включая стационарную помощь и ВМП, как часть специализированной помощи. В настоящее время по каждой группы КСГ существует единая структура тарифов, и нормативный расчет, который ложится на смысловую составляющую расчета стоимости клинических рекомендаций по каждой группе заболеваний. Попадая в конкретный регион тариф и стоимость КСГ претерпевают изменения, за счет территориальных особенностей и специфики трехуровневой системы организации медицинской помощи, хотя колебания стоимости не превышают 10% от федерального расчетного норматива. Таким образом, пояснила Скворцова, когда регион планирует свой консолидированный бюджет, он имеет четкие подходы, единые нормативы и ясные ориентиры в тарифной политике и структуризации тарифов в каждой КСГ. Это позволило за три года уменьшить дифференциацию тарифов между регионами или учреждениями одного и того же региона в три раза. Более чем на 10% уменьшились сроки лечения в стационарах при сохранении качества лечения, увеличилась эффективность работы коечного фонда и хирургическая активность. Тем не менее, проверки, проведенные в регионах в 2013-2014 гг., показали необходимость устранения ошибки и искажения, допускаемые субъектами РФ. Для этого был введен механизм формирования трехстороннего соглашения между администрацией субъекта РФ, Минздравом РФ и фондом ОМС. На основе этих соглашений, после проверки федеральной структурой, регион будет обязан создать дорожную карту устранения ошибок в формировании собственного бюджета, как в плане изменения нормативов, так и в плане дефицитарности программы в случае, если регион не соблюдает своих обязательств.
Экономика здравоохранения, продолжила Вероника Скворцова, напрямую связана со смысловой частью оказания медицинской помощи. В настоящее время, пояснила она, каждые три месяца меняются информационная медицинская база, появляются новые технологии, новые лекарства, новые эффективные медицинские изделия, и в этой связи необходимо понимать, каким образом управлять качеством медицинской помощи, включая новые компоненты в уже сформированную смысловую базу. В связи с этим с Минздрав вернулся к методике формирования национального клинических рекомендаций, единых для всей страны. В настоящее время сформированы 1200 рекомендаций, внутри которых разработано более 6000 моделей пациентов с учетом разной тяжести и особенностей течения заболевания. Эти клинические рекомендации, пояснила Скворцова, являются базой, как для экономических расчетов, так для формирования системы критериев качественного оказания медицинской помощи и регламентов Росздравнадзора по проверке ее качества.
В последнее время, отметила Вероника Скворцова, все большее значение приобретают стандарты первичной профилактики, формирования здорового образа жизни, и превентивной терапии в случае обнаружения у пациента факторов риска или сформированного хронического заболевания. И здесь очень важно усилить приверженность пациента к профилактической терапии, так как в настоящее время в нашей стане она не превышает 40%. В частности, больные, которые получили
высокотехнологичное лечение быстро прекращают прием поддерживающих препаратов, что полностью сводит на "нет" эффект проведенной операции. Необходимо создать мотивацию населения к поддерживающей терапии, пояснила Скворцова, и в связи с этим в ряде регионов начинается серия пилотных проектов по частичному возмещению государством стоимости препаратов с учетом ответственности каждого человека за свое здоровье. Если они окажутся удачными, то эта инициатива будет вынесена на государственный уровень.

-0.14
