Рейтинг@Mail.ru
Авторизация
Логин:
Пароль: забыли пароль?




Заседание Комитета по промышленной и сельскохозяйственной политике по теме "Вопросы рыбной ловли жителями Чукотского АО"

  Открывая заседание, председатель Комитета Григорий Тынанкергав сказал, что нынешнее заседание связано прежде всего с многочисленными обращениями жителей округа, столкнувшимися в нынешней путине с трудностями рыбной ловли. Эти трудности связаны с выделением рыбопромысловых участков без учета особенностей мест вылова рыбы и мнения населения, невозможностью вылова рыбы постоянно проживающим в округе населением. Кроме того, затруднена ловля рыбы людьми, находящимися в смешанных браках. В результате сложившаяся ситуация толкает людей на браконьерство. В своё время полпред Президента в ДФО Ю. Трутнев отметил, что в первую очередь всем дальневосточникам, а, значит, Чукотке, нужно максимально и с полной эффективностью использовать все природные ресурсы, которым так богата эта земля, а именно рыбой. На совещании в нашем округе он подтвердил то же самое, - нужно эффективно использовать имеющиеся в наших морях рыбные ресурсы, являющиеся нашим природным богатством. Мы прекрасно понимаем, что нужно развивать все виды рыбной ловли, особенно промышленный лов. Но не менее важна рыбная ловля населением и, к сожалению, возникли выше сказанные сложности, которые будоражат людей. Сегодня от нас с вами требуется выработка конкретных мер по улучшению ситуации в данной отрасли.

  Председатель Думы Чукотского АО Валентина Рудченко привела в пример секретную доктрину ЦРУ США, подготовленную ещё в 1945 году Алленом Даллесом, в которой тот подробно пояснял, что нужно сделать для того, чтобы развалить изнутри нашу страну. Для этого, в частности, необходимо, в том числе, в управлении государством необходимо создать хаос, неразбериху, незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности, сеять вражду народов, прежде всего, вражду и ненависть к русскому народу. Глядя на сегодняшние реалии, видно, что доктрина эта полностью реализована и реализуется в России и поныне. Характерный тому пример – ситуация, сложившаяся на Чукотке с рыболовством в нынешнем году. Такой ситуации в округе никогда ещё не бывало! Жители округа противопоставлены друг другу, как коренные и некоренные, чем разжигается межнациональная рознь на почве вылова биологических ресурсов, что свидетельствует о нашем самодурстве. Взять, к примеру, Чукотский район, где коренные жители в соответствии с федеральным законодательством могут заниматься рыболовством, а для некоренных жителей рыболовецкие участки для спортивного и любительского лова не выделены. Получается, что такие жители лишены права ловить рыбу. Доходит до абсурда, когда соответствующие органы поясняют, что в этом случае некоренные жители должны брать с собой на рыбалку коренного жителя. А разве это не прямое нарушение Конституции РФ? Почему идёт деление людей по национальному признаку? Почему не выделены рыболовецкие участки даже, если люди готовы приобретать лицензии? В Лорино шесть семей некоренной национальности, и только поэтому они не могут ловить там рыбу. Что же им делать? Складывается парадоксальная ситуация: нет в районе участков, поэтому не продают лицензии, по которым лица не коренной национальности могли бы ловить рыбу, в то же время лица коренной национальности могут ловить рыбу, потому что для них наличие участков необязательно. В то же время небывалую активность вдруг начали проявлять все контролирующие органы, готовые привлекать людей с поличным на каждом шагу, выписывать им штрафы, записывая их чуть ли не в преступники. А как же быть тогда с некоренными жителями, которые здесь родились, либо проживают в регионе уже по многу лет? А как же тогда быть с совместными браками, когда жена коренной национальности, а муж – не коренной, или наоборот, и кто-то из супругов попросту не может ходить на рыбалку? И когда кто-то из супругов не коренной национальности идёт на рыбалку, его привлекают к ответственности только за то, что он не коренной национальности. Раньше органы власти всех уровней принимали меры к тому, чтобы люди сами могли обеспечивать себя продуктами питания, в том числе и на рыбалке. Это тем более становится актуальным в нынешних условиях, когда стране объявлены санкции, проводится политика импортозамещения, экономическая ситуация сложная, инфляция и цены растут, а заработная плата низкая, особенно в сёлах. У нас же в округе в нынешнем году, напротив, всё сделано для того, чтобы людей поставить в самые сложные условия выживания. Организация рыболовства в 2016 году для личных нужд граждан в округе подготовлена плохо. Можно сказать, вообще не подготовлена. Отсюда и возникший кризис. Ситуация в действительности чрезвычайная! Нужно разобраться, откуда у этой проблемы, что называется, ноги растут: либо она заключается на уровне округа, либо в государстве возникла эта неразбериха. Текущая путина уже подходит к концу, но надо сейчас детально проанализировать все её огрехи, чтобы подобная ситуация не повторилась на будущий год, не разжигалась межнациональная рознь, и люди, независимо от их национальной принадлежности, могли добывать здесь морские биологические ресурсы, и это могло быть доступно населению, а не так, как это сложилось нынче, когда массу людей согнали на один пятачок, - мол, ловите, как хотите. И рыболовецкие участки выделять там, где рыба есть, а не там, где её не будет по определению. Сегодня все структуры в округе думают прежде всего о соблюдении своих интересов, но мало кто думает о соблюдении интересов жителей округа.

    Жительница посёлка Беринговский Елена Палей в своём выступлении остановилась на том, что такого произвола и беззакония со стороны контролирующих органов, какой царит в текущем году, она не помнит, хотя беринговцы всегда занимались рыбалкой, обеспечивая себя рыбой на долгую зиму. Лица некоренной национальности покупают лицензии по 200 руб. за каждую. Для таких лиц выделен лицензионный участок №237, протяжённостью 2000 м., расположенный на Беринговской косе, в зоне аэропорта. На эти 2000 метров и сгоняются все жители посёлка, занимающиеся рыбалкой. Там на 2018 год намечена реконструкция взлётно-посадочной полосы, поэтому рыбацкие балки, расположенные вблизи аэропорта, будут снесены. Самое удивительное, что наш участок не отмечен никакими опознавательными знаками. Где он начинается и кончается, трудно определить. Приезжают пограничники, участковый, полиция, которые объясняют, где мы можем, а где не можем вести лов рыбы. При этом нам документально не объясняют, почему мы не имеем права ставить сети возле своих балков. Пока предупреждают устно, не выписывая штрафов. Но если мы сделаем шаг вправо – шаг влево, уже выпишут штрафы. Лицензия выдаётся на одни астрономические сутки. В будние дни мы можем рыбачить с 8 утра до 20 вечера, в выходные и праздничные дни – с 8 утра до 21 вечера. Перебираешь время, значит ты нарушитель, браконьер! Разве это правильно? Я родилась здесь и здесь же вышла на пенсию, то есть всю жизнь проработала на Чукотке, не будучи коренной жительницей. Но почему я лишена права бесплатного вылова рыбы? Разве это не дискриминация по национальному признаку? Льготы на рыболовство имеют только люди 75 – 80 лет, как дети войны. Это ли не форменное издевательство?! Как человек в таком возрасте будет заниматься таким тяжёлым промыслом, как рыбалка? Ведь надо поставить сеть, надеть рыбацкий костюм, вытащить сеть с рыбой на берег. А если на море к тому же ещё и волнение? Ведь, по закону проверять и вытаскивать сеть может только тот, кто её ставил, и никто иначе. Получается, что только старики, но не их внуки, или правнуки, не могут вытаскивать тяжёлую сеть на берег. Пожалейте стариков, которые, помимо своего возраста, к тому же ещё и больны!

    Первый заместитель начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского АО Ирина Волкова в своём выступлении отметила, что главным для исполнения является Федеральный закон "О рыболовстве", который чётко определяет, что рыболовство осуществляется на рыбопромысловых участках для осуществления прибрежного рыболовства, промышленного рыболовства, товарного, традиционного, спортивно-любительского. На уровне этого закона коренные жители уже выделены, с их правами на вылов водных биологических ресурсов. Если необходимо поправить возникшую ситуацию в отношении некоренных жителей, необходимо инициировать изменения в данный закон. Другой вопрос, по детям войны, с компенсацией расходов на бесплатный вылов, но ловить они смогут только на отведённых рыбопромысловых участках. Ситуация обострилась ещё и потому, что контролирующие органы пытаются исполнять свои обязанности в соответствии с возложенными на них функциями и наводить порядок в отрасли. В Чукотском районе есть некоренные жители, желающие заниматься спортивно-любительским рыболовством, но для этого необходимо отвести рыбопромысловый участок, а это кто-то должен инициировать. Сегодня в округе действуют 17 спортивно-любительских рыбопромысловых участков, отведённых "Севвострыбводом". Однако во исполнение поручения Президента РФ, пока не будет разработан закон "О спортивном и любительском рыболовстве", спортивно-любительские участки больше отводиться не будут. Поэтому в ряде населённых пунктов они пока не созданы. Пока же мы вынуждены исполнять Федеральный закон "О рыболовстве". Что касается промышленных участков, то сегодня поступают просьбы от самих же коренных жителей, чтобы на их рыбопромысловых участках можно было осуществлять и промышленный лов рыбы, который ведёт тот же "Чукотопторг", потому что это позволяет создавать там новые рабочие места, иметь постоянный заработок населению на время путины. Нужно уметь договариваться и идти на компромисс различными сторонами. Ведь промышленный лов рыбы – это ещё и дополнительное пополнение окружного бюджета. Нужно понимать, что сегодня у нас участки закрепляются с одной целью, хотя они могут использоваться для нескольких целей. Традиционное рыболовство у нас осуществляется без выделения рыбопромыслового участка, но коренные жители имеют право обратиться в комиссию для определения им участка с целью осуществления традиционного рыболовства. Норма для этого в законе есть, но механизма нет. Нужно определить механизм. Налоговый же кодекс подразумевает освобождение от уплаты сборов за пользование водными биологически ми ресурсами коренными жителями и не коренными, но осуществляющими аналогичные виды деятельности, ведущими аналогичный коренным жителям образ жизни, традиционную хозяйственную деятельность. Необходимо разработать механизм, который позволит нам определять статус гражданина не коренной национальности, но ведущего образ жизни, аналогичный образу жизни коренного жителя, или осуществляющего хозяйственную деятельность, аналогичную коренному жителю. Для того чтобы приравнять права не коренных жителей с правами коренных, нуж-но инициировать изменения в закон "О рыболовстве". С учётом того, что мы ежегодно не осваиваемы выделяемые нам квоты. В текущем году квоты нам увеличили, но если мы их не освоим, то их у нас заберут в пользу той же Камчатки, что в свою очередь негативно отразится на экономике округа. Нам нужно решать нашу проблему с рыболовством совместными усилиями, а не узковедомственно, в пользу лишь своих интересов. Живём все мы у воды, где водится рыба, а поймать её мы не можем. Это неправильно! Но создать на всей Чукотке одни лишь спортивно-любительские участки у нас тоже не получится. С другой стороны, нужно не коренных жителей уравнять в правах с коренными, чтобы все могли рыбачить без выделения участков, а пока просто относиться с пониманием к людям, осуществляющим рыболовство в рамках закона, а не браконьерничающих. Надо понимать, что наши предложения по созданию и выделению рыбопромысловых участков принимает комиссия, которая определяет их границы, по предложениям от всех заинтересованных сторон – от жителей, от Ассоциации, от общин, от предприятий: спортивно-любительские ли это будут, или для промышленных нужд, для традиционного лова, для прибрежного ли рыболовства. Определённые границы направляются в "Севвострыбвод" на согласование, после чего перечень участков утверждается постановлением Правительства. Точно так же проводятся конкурсные процедуры. Если есть в Чукотском районе жители, которые готовы организовать участок, они должны выступить с такой инициативой. Хотя, надо признать, бумаг при этом будет больше, чем самой рыбы.

    Начальник Чукотского окружного отдела по охране и мониторингу водных биологических ресурсов ФГБУ "Севвострыбвод" Сергей Прояненков отметил, что отказывают в рыбалке тем, кто не соблюдает санитарные нормы на берегу при вылове рыбы, за кем числятся различные нарушения. Нормы и меры накануне предстоящей путины ежегодно принимаются на учёном совете на Камчатке, откуда нам и поступают все вводные. В 2004 году Чукотская окружная инспекция рыбоохраны была полностью передана в ведение Камчатки. Отсюда и все проблемы. Прохождение документов длится долго. Доходит до того, что людям несанкционировано отказывают в размещении балков на участках, без объяснения причин, но с одной мотивацией, что балки – причина брако-ньерского лова. При этом не берутся во внимания природно-климатические условия Крайнего Се-вера, в которых ведётся промысел рыбы. В результате люди попросту отказываются покупать лицензии. Продажа их сократилась на 20%, а это наши же убытки. При этом наши же деньги уходят на Камчатку, и наше материально-техническое снабжение тоже всё зависит от Камчатки, а к нам поступает в виде остаточного принципа. Нужно официально обратиться в Федеральное агентство по рыболовству с тем, чтобы Чукотка в этом отношении вновь стала самостоятельной, нужно уйти от Камчатки, как это было раньше, потому что здесь, в округе, мы не можем ничего решать самостоятельно. Что касается Чукотского района, то раньше там действовал три рыбопромысловых участка, но мы вынуждены были их закрыть по причине нерентабельности. В Провиденском районе было семь участков, осталось два.

    Начальник отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО СВТУ Росрыболовства Антон Капитаненко сказал, что если гражданин осуществляет спортивно-любительское рыболовство, то он и должен находиться на участке, специально выделенном для этих целей, имея при себе разрешение (лицензию). Традиционное рыболовство может осуществляться как на участке, так и при его отсутствии. Использование промыслового участка №17 помимо целей, указанных в договоре, каковым является промышленное рыболовство, не должно осуществляться. При этом участок должен быть обозначен соответствующими знаками, определяющими его границы, а знаки должен поставить пользователь этого участка - в данном случае "Севвострыбвод". Если гражданин находится вне пределов своего участка, он является нарушителем. Это касается и чётко регламентированных сроков рыбной ловли. Что касается смешанных браков коренных и некоренных жителей, то, согласно закону "О животном мире", переуступка права не допускается. Ловить рыбу в этом случае можно только вдвоём. Если это кажется неправильным, нужно вносить изменения в законодательство. И нужно понимать, что инспектор рыбоохраны в первую очередь заботится о безопасности людей, потому что во время шторма он обязан закрыть участки, но если есть нарушение, он обязан составить административный протокол. А в Чукотском районе нужно закрепить участок для ведения спортивно-любительского рыболовства, чтобы решить там эту проблему, и закрепить его либо за индивидуальным предпринимателем, либо за юридическим лицом.

    Зам. начальника службы отделения режимно-контрольных мероприятий - старший государственный инспектор службы в г. Анадыре пограничного Управления по Восточному Арктическому региону Олег Горбенко подчеркнул, что изначально представители пограничной службы проводят с гражданами разъяснительную работу, и лишь потом уже, при повторных нарушениях, налагают штрафные санкции. В целом количество выявленных нарушений заметно снизилось, в том числе и по браконьерству. Если есть с нашей стороны какие-либо нарушения в отношении населения, то у каждого нашего представителя есть свой номерной знак, есть памятка с телефонами службы, и по каждому конкретному случаю любой человек может обратиться к нам и мы детально разберём ситуацию, если она имела место быть.

    Член Совета Федерации ФС РФ Анна Отке в своём выступлении остановилась на том, что ежегодно нам приходится в экстренном порядке решать проблемы проведения лососевой путины. Пока регулированием этих вопросов занималась сама Чукотка, у нас был порядок и больших проблем не возникало. Тема реализации прав коренных народов на традиционное рыболовство стоит остро уже много лет. Стремительно меняется нормативно-правовая база регулирования вопросов рыболовства. И прежде, чем перейти к мнению Ассоциации коренных народов Чукотки и предложениям, я обращаю ваше внимание, что 16 августа этого года исполняется 15 лет действия Меморандума о сотрудничестве между Правительство Чукотского АО, Международной неправительственной организацией "Инуитский приполярный совет" и Ассоциацией коренных малочисленных народов Чукотки, стороны которого признали, что Ассоциация является уполномоченным представителям коренных народов на территории Чукотки. Таким статусом, дающим право и обязанность представлять интересы и защищать права аборигенного населения округа, обладает только Ассоциация. По нашим данным сегодня в округе проживает 20 000 коренных жителей, что составляет 40 % от всего населения. Ассоциация – это не несколько человек, у нас есть подразделения в каждом населенном пункте и районе округа. В 2006 году разрабатывался перечень рыбопромысловых участков, каждый участок проходил обязательную стадию согласования с населенными пунктами. Традиционные участки в обязательном порядке не только согласовывались, но и были заявлены совместно с администрациями и ячейками Ассоциации на местах. К сожалению, при составлении нового перечня РПУ в 2015 г. Материал не был использован. Более того, проект документа, утвердившего новый перечень РПУ не был согласован с Ассоциацией, которая уже много лет входит во все комиссии, регулирующие вопросы рыболовства в округе. Именно Ассоциация выступала за то, чтобы утвержденные в 2007 традиционные РПУ не выставлялись на аукцион, чтобы избежать конкуренции между коренными жителями и их общинами, а также не ограничивать территорию для возможной рыбалки. Законодательство предоставляет нам возможность ловить рыбу без закрепления рыбопромысловых участков, то есть везде за исключением РПУ, закрепленных за другими пользователями. В результате – на сегодняшний день участки для традиционного лова ни за кем не закреплены. 21 участок используется для целей любительско-спортивного рыболовства. 161 участок определен для промышленного лова. По своим размерам эти участки в десятки раз превышают традиционные. Не смотря на то, что менее 30 % (по данным комитета по рыболовству при Президиуме АКМНЧ) из состава промышленных участков были закреплены, Новые участки промышленного лова создаются без учета мнения Ассоциации и населения сел. Тем более на территориях поселков. Пока рано говорить о промышленной экспансии, но баланс интересов уже нарушен. Самые "горячие" точки сейчас в ГО Анадырь и Анадырском районе. В ГО Анадырь большинство горожан ловят рыбу на 4 участках. Это обусловлено только одной причиной – доступность проезда. Самый доступный – участок Тавайваама, куда бесплатно ездят автобусы и есть легкий спуск к берегу. 250 м. традиционный участок и 1,5 км любительско спортивный. Рядом примыкает 15 участок, где 3 км отведен для лицензионного лова, плюс в черте города – промышленные участки. Все другие места, где получается можно ловить – малодоступны. Никто не знал в 2007 г., что коренное население, постоянно проживающее в Анадыре увеличится в два раза. На сегодня 150 жителей Анадыря подписали заявление о том, что на участке №17, близ села Тавайваам, где ведёт промысел "Чукотрыбпромхоз", теперь людям стало невозможно вести рыбную ловлю, тогда как раньше удавалась договариваться с этим предприятием. Мы встречались с руководством компании, пришли к заключению, что нужно подписать совместное соглашение, которое и было подписано между Ассоциацией и компанией 20 июля текущего года, однако получили отписку с Камчатки, в которой без каких-либо ссылок на тот или иной закон нам было указано, что данный договор является неправомочным. Мы с этим согласиться не можем. Неправомочным договор может быть признан только при признании неправомочными его сторонами, либо по решению суда, либо по опротестованию прокуратуры. Пока же договор имеет юридическую силу, стало быть, наши рыбаки будут продолжать рыбачить на этом участке. Согласно Федеральному закону "О гарантиях прав коренных малочисленных народов" именно региону предоставляется возможность распространения прав коренных народов на другие группы населения, и это необходимо иметь в виду, ибо касается это широкого спектра, а не только рыболовства. Точно такой же позиции придерживается и Ассоциация в отношении лиц некоренной национальности - кто либо родился здесь, либо проживает в течение долгого времени. До 2000 года такая норма действовала, и рыбу ловили все. Не пора ли к ней вернуться вновь? В селах Анадырского района также возникают конфликтные ситуации по причине фактического наложения традиционных участков и участков другого назначения. Тем не менее, мы считаем, что у нас не безвыходная ситуация, не смотря на запутанность и переменчивость правил рыболовства, законодательство нам предоставляет определенную возможность упорядочения организации рыболовства, и нам требуется поддержка в достижении следующих задач, которые не только снимут напряженность, но и помогут восстановить сохранить баланс всех субъектов рыболовства: 1. Закрепление соглашений между Ассоциацией и пользователями участков для промышленного и любительско-спортивного рыболовства о совместном использовании или разрешения использования в нескольких целях. 2. Формирование перечня РПУ для традиционного рыболовства коренных народов на территории Чукотского автономного округа в соответствии с действующими правилами рыболовства. Резервирование РПУ в границах населенных пунктов. Разъяснение контролирующим органам о праве представителям коренных народов вылова рыбы без закрепления РПУ. 3. Запрет создания новых РПУ для промышленного лова и выставления на аукцион уже сформированных промышленных РПУ в границах населенных пунктов. 4. Создание условий для закрепления РПУ промышленного назначения общинами коренных народов. Общины не выдерживают конкуренцию с крупными предприятиями-монополистами, и с другими хозяйствующими субъектами. Общины – как показывает практика – не только предоставляют рабочие места, но и выполняют социально-ориентированные функции. 5. Внесение изменений в Постановление Правительства Чукотского автономного округа № 180 от 15.03.2015 г. с исключением 23 РПУ, которые не были согласованы с районами и с которыми не согласна Ассоциация. Либо рассмотрение вопроса исключения части РПУ и перевода участков в направление традиционного рыболовства. 6 Разработка проекта и принятие окружного закона "О территориях традиционного природопользования" с последующим созданием таких территорий на муниципальном и региональном уровнях. В территории традиционного природопользования могут входить и РПУ, закрепление которых за кем-либо повлечет за собой конфликты, охотничьи участки, места культурного наследия и т.д. 7. Закрепление полномочий по регулированию вопросов и порядка рыболовства за исполнительным органам государственной власти регионов (либо Правительству Чукотского автономного округа – как пилотному региону). Многолетняя неспособность Территориального управления Севвострыбвод по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу к решению проблемы традиционного рыболовства на Камчатке, непонимание ситуации рыболовства на Чукотке и отсутствие мотивации в решении наших проблем приводят к неразберихе и отсутствию оперативного регулирования поднятых вопросов. Камчатка наших проблем всё равно не поймёт. Решать их мы должны сами. Что касается лимитов вылова рыбы, то, думается, они должны соответствовать потребностями населённых пунктов, потому что в ряде сёл и посёлков рыба является единственным видом питания. Такой вопрос Ассоциация готова рассмотреть и обсудить.

    Депутат Думы Чукотского АО Валентина Кеулькут сказала, что нет спортивно-любительских участков в Лорино, в Лаврентия, в Инчоуне, в Чуванском, в Ламутском, в Певеке, в Краснено, в Канчалане, и других населённых пунктах Чукотки. В Уэлене вообще всё побережье находится под промышленным рыболовством. Доступа людям к водным биоресурсам практически нет. Да, уменьшилась численность людей, сократилось число рыбопромысловых участков для спортивно-любительского рыболовства, но люди на местах живут и они нуждаются в рыбе, которую они хотят вылавливать сами. Тем более, есть опыт заключения договоров "Севвострыбвода" с администрациями Провиденского и Чукотского районов на выдачу жителям именных одноразовых путёвок. Но перечень мест для промышленного и спортивно-любительского рыболовства уже необходимо пересматривать. Жители поднимают вопрос о возможности лова лососевых видов рыб ветеранам труда Чукотки, родственникам или законным представителям инвалидов, которые нуждаются в употреблении в пищу рыбы, но сами не могут вести вылов водных биоресрусов. Понятно, что имеется статья Федерального закона, запрещающая переуступку прав на добычу биоресурсов, но для внесения необходимых изменений в действующее законодательство уже потребуется помощь наших сенаторов. Порядок определения территорий традиционного природопользования тоже утверждается на уровне Правительства РФ. А пока, с учётом опыта работы "Севвострыбвода", нужно работать над перечнем рыбопромысловых участков, мест лова, чтобы люди имели доступ к добыче (вылову) водных биоресурсов.

    Советник Губернатора Чукотского АО Владимир Етылин отметил, что людям, работающим на территории региона, нужно знать историю края, где они исполняют свои полномочия, потому что раньше подобных ситуаций не возникало. И не только историю знать, но и учитывать местную специфику, тем более что это касается интересов коренного населения. От совещания к совещанию, из года в год, вопросы у нас не решаются, а проблемы раз от раза возникают всё новые и новые. Почему возник вопрос по Тавайвааму? Почему рыбозавод оказался на территории старого морского порта, тогда как раньше он всегда находился в районе 2-ой рыббазы, где и сегодня можно успешно вести промысел рыбы? В своё время рыбозавод имел пять баз, включая комбинат в Шахтёрском. И было в округе 600 участков лова рыбы, они есть на своих местах, но как они ис-пользуются (или не используются) никто не говорит. Только на лимане стояло до 15 неводов. В Тавайвааме всегда был колхоз, - имени Сталина, потом им. XXII съезда КПСС, потом – Тавайваамский, который всегда занимался заготовкой рыбопродукции, и население всегда рыбачило, а сегодня мы сами из ничего создали проблему, которую теперь никак не можем решить. Почему нынешнее руководство рыбозавода, который сегодня получает прибыль от наших водных биоресурсов, будет давать или не давать разрешение сельчанам, как и где им ловить рыбу? Почему Тавайваам вдруг оказался в зоне промышленного рыболовства? Мы всегда бьём по хвостам, тогда как нужно вопросы продумывать и решать заранее, а не после того, как они назреют. Нужно соответствующим органам изучить начало вопроса, - почему и на каком основании рыбозавод вдруг получил территорию бывшего морского порта? По какому праву? Почему бы рыбозаводу вновь не вернуться на 2-ую рыббазу, тем более что там осталась вся инфраструктура. Мы сегодня говорим больше о Беринговском и Анадырском районах. А что творится на реках Билибинского района, где у национальных хозяйств изъяли все рыболовецкие участки. Директор СХП "Канчаланский" Олег Ятынто ходит и униженно просит разрешения порыбачить на подсобном участке. Когда такое было, чтобы местное население, проживающее на своей исконной территории, на принадлежащей ему земле, было вынуждено спрашивать разрешения на то, чем оно занималось здесь всегда, - ловом рыбы? Спрашивается, а кто сегодня ведёт рыбопромысел на этих участках? И кто наживается на торговле рыбой? А люди для своих нужд не могут её ловить! Тогда как национальные хозяйства, решающие сегодня проблемы коренного населения, лишены этого права. Сегодня только общины хоть как-то решают этот вопрос. Вот им и нужно помогать, чтобы они становились полноценными хозяйствующими предприятиями, и их продукция чтобы тоже была так же востребована, как и продукция рыбозавода. Нам это вполне по силам. Но нужно решать вопрос и по участкам, - и для коренного населения, и для спортивно-любительского рыболовства, и для промышленного лова. Нужно их описывать и делать реестр участков. Иначе мы так придём к конфликту. В своё время Малый Совет разрабатывал статус старожила Чукотки. На Ямале этот статус отработан, в Нижне-Колымском улусе Якутии такой статус тоже действует и позволяет решать все возникающие вопросы, касающиеся использования природных ресурсов, а у нас по причине отсутствия этого статуса сталкиваются интересы коренного и некоренного населения, что очень плохо. Власть видит назревающий конфликт, но ничего не предпринимает для его разрешения. Нужно и на Чукотке разработать и принять статус старожила. Никогда в советские времена такой проблемы не возникало. В Инчоуне работала русская заведующая магазином, так всё местное население уважительно относилось к ней, как к представительнице большого народа. Сегодня у нас полностью отсутствует система работы в данном направлении. С неё и нужно начинать. Старую систему мы развалили, а новую не создали. Контрольные органы своей работой занимаются, общественные организации – своей, хозяйствующие субъекты действуют в своём направлении, а люди при этом предоставлены сами себе. Между тем это вопрос государственного управления. Нужен координирующий орган, как, например, окружная Дума, который взял бы на себя контроль за решением этого вопроса. Ведь уже и традиционное рыболовство у нас разделено: на рыболовство общин, рыболовство для рынка и для личного потребления.

    Григорий Тынанкергав отметил, что вопрос в отношении рыболовства постоянно проживающим населением становится все острее и его надо решать даже из-за того, что его с каждым годом становится больше. Здесь надо вводить поправки и дополнения в федеральное законодательство в более конкретными критериями при отнесении в постоянно проживающему населению, так мы уже пытались разработать соответствующий окружной закон, но не смогли решить вопрос статуса старожила округа: кто может быть отнесён к старожилу? Остро стоит вопрос рыболовства людьми, находящимися в смешанных браках, при котором один из супругов является представителем коренной национальности Чукотки. Федеральное законодательство запрещает переуступку полномочий по льготному вылову рыбы, в то же время Гражданский кодекс, напротив, позволяет её, и об этом не нужно забывать и выходить с инициативами для разрешения переуступки в отношении пользования природными биоресурсами, если речь идёт о смешанных браках или о родственных связях. Необходимо более вдумчиво принимать те или иные решения в отношения рыболовства окружным и федеральным органам власти, имея ввиду то, что неправильно принятое решение может негативно воспринято населением, как это, допустим, случилось с выделением рыбопромысловых участков. Выполнять свои функции контролирующим и проверяющим органам нужно, надо бороться с браконьерством, но всем нам надо понимать, что мы здесь не сторонние наблюдатели и которым дано право наказывать, контролировать. Рыбы в наших водоёмах много, население не очень большое, рыбы хватит всем, а контролирующим органам тоже нужно учитывать местную специфику, её специфические условия, имея в виду, что регион у нас национальный.

    Председатель Думы Чукотского АО Валентина Рудченко в заключительном слове сказала, что нужна координация всех сторон в дальнейшем проведении этой работы: федеральным, региональным структурам и органам местного самоуправления. Мы все работаем, прежде всего в интересах жителей региона, где мы осуществляем свою деятельность, мы призваны в первую очередь защищать интересы проживающего здесь населения. Например, первый Губернатор Чукотки Александр Назаров занимал предельно чёткую в этом отношении позицию: если руководитель того или иного органа власти не желает работать в интересах региона и его жителей, не защищает их, ему давалось 24 часа на выезд из округа. Поэтому мы все должны выстроить такую систему взаимодействия в совместной работе, начав её с нуля, чтобы определить рыбопромысловые участки для всех видов рыбной ловли, ибо на сегодняшний день эта работа может быть признана только неудовлетворительной, ибо она не учитывает интересы всех категорий граждан. Нынешняя путина уже завершается. Сейчас мы сделать уже ничего не сможем. Но нужно работать уже на путину 2017 года, с учётом прозвучавших сегодня предложений и замечаний, подготовить письма во все структуры, от которых зависит организация путины будущего года. Координацию этой работы прежде всего должен взять на себя Департамент по промышленной и сельскохозяйственной политике Чукотского АО, как орган исполнительной власти. Безусловно, контроль на законодательном уровне будет осуществлять Дума Чукотского АО. Подключатся к работе на федеральном уровне в этом направлении и наши сенато-ры. Просьба к прокуратуре округа внимательно изучить правомерность принятия ре-шений, согласно которым соблюдаются или не соблюдаются права граждан на территории округа. Просьба и к федеральным инспекторам тоже подключиться к решению этих вопро-сов на уровне Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДФО. Обратимся мы за помощью и в адрес депутата Государственной Думы РФ И. Яровой, которая активно занимается вопросами рыболовства в Камчатском крае.

Виктория Пешкова, по материалам Дума Чукотского АО
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Коммментариев: (0)

Добавить комментарий

 

Строительство быстровозводимых домов под ключ

Подробнее, о установка фильтра для воды барьер под мойку в Екатеринбурге

Все о бизнесе и визах в Великобританию на UKBusiness.ru

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц