
Скоростной трамвай «Воевода»: новый этап развития городского транспорта в России
Технологический прорыв отечественного машиностроения
На международной промышленной выставке ИННОПРОМ крупнейшие российские производители рельсового транспорта — «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) и «Трансмашхолдинг» (ТМХ) — представили пятисекционный низкопольный скоростной трамвай модели 71-952 «Воевода». Этот 37,5-метровый гигант способен перевозить до 400 пассажиров, сочетая вместительность метро, маневренность классического трамвая и интеллектуальные системы управления.
Как сообщает корреспондент Информационного агентства МАНГАЗЕЯ, проект стал возможен благодаря инвестициям «ПК ТС» в размере более 2,3 млрд рублей за последние три года. Уровень локализации достиг впечатляющих 95%, включая ключевые компоненты — двигатели и редукторы, которые раньше закупали за границей.

Мировые тренды в российском исполнении
Легкорельсовые системы (LRT) последнее десятилетие активно развиваются в Европе и Азии как альтернатива метро. Берлинские трамваи с автономным ходом успешно дополняют метрополитен, а китайские аналоги разгружают транспорт в городах-миллионниках. Российский «Воевода» не только соответствует этим мировым трендам, но и предлагает уникальные решения с высокой степенью локализации.
Производство велось на трех заводах:
- Тверском механическом заводе электротранспорта
- Невском заводе электрического транспорта имени Ф.А. Пироцкого
- Энгельсском заводе электрического транспорта
Все эти предприятия входят в состав «ПК Транспортные системы» и позволяют выпускать до 450 единиц подвижного состава ежегодно.
Экономика городского транспорта
Скоростной трамвай «Воевода»: новый этап развития городского транспорта в РоссииСтроительство метро в среднем обходится в 5-10 млрд рублей за километр, тогда как прокладка трамвайных линий — в 10-20 раз дешевле. «Воевода» с его вместимостью до 500 человек (в семисекционной версии) позволяет перевозить пассажиров с метро-подобной эффективностью, но без гигантских затрат.
Генеральный директор ПК ТС Александр Дубровкин подчеркивает:
«Это принципиально новый уровень городского транспорта. Он подходит для мегаполисов, маршрутов с высоким пассажиропотоком и линий метротрама. Наши инженеры совершили серьезный технологический прорыв».
Технические особенности
«Воевода» — полностью низкопольный вагон с двусторонней компоновкой и двумя кабинами. Его конструкция включает четыре тележки, две из которых — поворотные. Это позволяет трамваю уверенно проходить повороты радиусом до 16 метров — рекордный показатель для российского легкорельсового транспорта.

Ключевые характеристики:
- Длина: 37,5 метров (может быть увеличен до 45 метров)
- Вместимость: 400 пассажиров (72 сидячих места)
- Количество дверей: 14 (10 двойных)
- Автономный ход: до 15 км (до 100 км с усиленными аккумуляторами)
Комфорт и безопасность
Салон трамвая стал шире на 50 мм по сравнению с предыдущими моделями. Для пассажиров предусмотрены:
- Панорамные окна
- USB-розетки
- Места для велосипедов и колясок
- Климат-контроль
- Подогреваемые зоны у дверей
Система безопасности включает:
- Активную помощь водителю на основе российского ИИ
- Мониторинг внимания водителя
- Автоматическое плавное торможение
Экологичность и перспективы
Электрический транспорт — ключевой элемент «зеленой» городской мобильности. Рекуперация энергии (возврат до 30% при торможении) и автономный ход снижают нагрузку на сеть, а отсутствие выбросов делает «Воеводу» экологичнее дизельных автобусов.
В перспективе этот трамвай может интегрироваться с системами умного города, включая автоматизацию маршрутов и управление через цифровые платформы. Первая часть сертификационных испытаний уже прошла в июне, финальный этап состоится в Санкт-Петербурге после выставки.
Для каких городов
«Воевода» — идеальное решение для:
- Городов-миллионников с перегруженным транспортом
- Агломераций, где метро экономически нецелесообразно
- Маршрутов с высоким пассажиропотоком
- Линий метротрама
Серийный выпуск начнется в следующем году, а первые вагоны могут появиться на улицах российских городов уже в ближайшие годы. Это не просто новый трамвай — это принципиально иной подход к организации городской мобильности, сочетающий передовые технологии, экономическую эффективность и комфорт для пассажиров.