Трансформация российского спорта: формирование новой политической стратегии
Российский спорт находится на пороге фундаментальных изменений. После волны санкций и отстранений от международных соревнований, стало очевидно, что прежняя модель, ориентированная на участие в крупных международных мероприятиях и завоевание медалей любой ценой, исчерпала себя. Формируется новая спортивная политика, в которой акценты смещаются в сторону развития массового спорта, укрепления внутреннего рынка и поиска новых партнеров.В российском спорте наступает время перемен, когда существующая система управления отраслью стремится к реорганизации и адаптации к современным условиям. Спортивная политика в России, как отдельная сфера, долгое время оставалась в тени международной и национальной политики, не имея прочной основы для развития и достаточного количества научных исследований. Власти всегда видели в спорте инструмент для демонстрации силы и превосходства, где победы "наших" противопоставлялись "не нашим". По мнению философа Зигмунта Баумана, спорт стал одним из последних символов, объединяющих национальное государство и общество.
Однако роль спорта в системе духовных ценностей, определяющих политические и экономические цели государства, до сих пор не определена. Несмотря на значительные государственные инвестиции в размере около 500 миллиардов рублей в год, направляемых на развитие физической культуры и спорта, так и не удалось создать полноценную отраслевую экономическую структуру спорта, специализированный орган контроля за соблюдением законодательства в отрасли (аналог Росспортнадзора), и четко определить место спорта в российском обществе.
В качестве основного стратегического документа выступает комплексная государственная программа "Развитие физической культуры и спорта". Однако, программа ориентирована на оперативные действия, без четких временных показателей до 2030 года.
Для достижения целей, обозначенных в госпрограмме, необходима объективная оценка вклада каждого региона в развитие спорта, выявление успешных практик и их распространение по всей стране.
Министерство спорта в своем отчете за 2024 год сообщило о том, что впервые более 60% населения России систематически занимаются спортом. Важно отметить, что при этом объем бюджетных средств, выделенных на спортивно-оздоровительные мероприятия, в том числе направленные на популяризацию спорта, был сокращен на 100 миллиардов рублей по сравнению с предыдущим годом. Это говорит о необходимости более эффективного использования имеющихся ресурсов и поиска новых источников финансирования.
Одним из ключевых направлений становится переориентация на внутренние соревнования и создание альтернативных международных турниров. Это позволит российским спортсменам оставаться в соревновательном тонусе и поддерживать мотивацию, несмотря на внешние ограничения
Внешнеполитические изменения также играют важную роль. Россия активно ищет новых партнеров в спортивной сфере, ориентируясь на страны БРИКС, ШОС и другие регионы, где интерес к спорту высок и существует потребность в обмене опытом и организации совместных соревнований. Это позволит создать альтернативную систему международных спортивных связей, независимую от политического давления со стороны западных стран.
«Переход к новой спортивной политике сопряжен с рядом вызовов. Необходимо преодолеть инерцию прежней системы, найти новые источники финансирования и разработать эффективные механизмы управления спортивной отраслью. Важно также учитывать интересы спортсменов и тренеров, обеспечивая им достойные условия для работы и возможность профессионального роста. Успешная реализация новой спортивной политики потребует консолидации усилий государства, спортивных федераций, бизнеса и общественности», — отмечает Ирина Барсагаева, доцент Ставропольского филиала Президентской академии.