Варфоломей русской архитектуры – симфония камня и величие дворцов России
В безмолвной тишине вечности стоят его творения – величественные дворцы и храмы, застывшие в камне мечты великого зодчего. Словно струны арфы, тянутся к небу шпили и купола, созданные рукой мастера, чье имя навсегда вписано в золотую книгу российской архитектуры.
Уникальные и неповторимые строения великого русского зодчего ХVIII века, действительного статского советника, академика архитектуры Императорской Академии художеств, придворного архитектора семи императоров России – от Петра Великого и всех последующих императоров до правления Екатерины II.
Варфоломей Варфоломеевич (Франческо Бартоломео) Растрелли был больше, чем просто архитектором европейских традиций. Он был творцом и зодчим новой эпохи, художником русского барокко, способным превращать камень в музыку, а пространство дворцовых площадей в гимн русской культуры. Его жизнь стала удивительной симфонией, где каждый аккорд – это новый дворец с роскошным парковым ансамблем, каждая нота – это изящный изгиб карниза, каждый такт – как взлет храмовых куполов к самым небесам.
В его работах удивительным образом переплетались миры: античная строгость встречалась с барочной пышностью, европейская утонченность сливалась с русской душевностью. Варфоломей Растрелли (Варфоломей свет батькович Варфоломеев сын – воистину русский!) создавал не просто здания – он творил пространства для дивного полета души, где каждый уголок дышал красотой и величием.
От Зимнего дворца до Смольного собора, от Екатерининского дворца до собора Андрея Первозванного – везде в этих монументальных творениях чувствуется рука великого мастера, способного соединить несоединимое в едином стиле российского зодчества. Золото лепнины сплетается с белизной камня, барочные формы гармонируют с античными пропорциями, а русское народное искусство в жанре палеха встречается с европейским мастерством позднего Возрождения.
Мариинский дворец с его чудесным садом, Рундальский и Митавский дворцы, Воронцовский дворец – каждое эпическое творение Растрелли несет в себе частицу его души. В этих стенах словно застыло время, превратившись в вечность.
Смольный монастырь стал вершиной его творчества – именно там, где раскинулась огромная площадь имени великого зодчего, где Таврический переулок ведет к парапетам Смольной набережной. Здесь, среди созданных им творений, словно оживает память о человеке, чье имя стало символом целой эпохи.
Его величественная монументальная архитектура – это застывшие в вечности мечты, превращенные в реальность. Это мосты между прошлым и будущим, соединяющие земное творение с небесными мечтаниями о дивной красоте утерянного рая. Это песни вечно живого камня, которые и сегодня продолжают звучать сквозь века.
И сегодня, глядя на созданные им шедевры, мы видим не просто величественные здания – мы воочию зрим воплощение мечты, застывшую в камне музыку, вечную гармонию, созданную рукой гениального мастера. Варфоломей Растрелли был не просто архитектором новой эпохи «русского барокко» от Прибалтики до Украины и в своем родном Санкт-Петербурге – он стал поэтом дворцового пространства, художником изящных стилей барочной лепнины, творцом новой зодческой эстетики в истории русской архитектуры», – поведал Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.

0.08
