Рейтинг@Mail.ru

В России хотят разработать модели легких самолетов


Россия приступает к масштабной программе возрождения региональной авиации, планируя создать несколько моделей легких самолетов для местных авиаперевозок. В инициативе, рассчитанной на внутренние рейсы, предполагается разработать от трех до пяти типов воздушных судов. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) готова оказать содействие малым конструкторским бюро на всех этапах - от проектирования и сертификации до развертывания серийного выпуска на собственных производственных мощностях.
Новые лайнеры, рассчитанные на перевозку 5–9 пассажиров на расстояния до 600 километров, призваны обеспечить транспортную связность между регионами. В рамках первого этапа, который должен быть завершен до начала 2026 года, предстоит провести детальный анализ емкости рынка и спрогнозировать потенциальный спрос на данную категорию авиатехники.
Для оптимизации процессов сертификации рассматривается возможность создания альтернативных сертификационных центров, что позволит ускорить вывод самолетов на рынок и снизить сопутствующие затраты. Параллельно будет разработана комплексная программа стандартизации на период с 2026 по 2032 годы, которая затронет не только производство, но и инфраструктуру: строительство грунтовых взлетно-посадочных полос, организацию полетов, а также подготовку летных и технических кадров.
Законодательное сопровождение проекта обеспечит специальная рабочая группа, созданная при Государственной Думе для подготовки федерального закона о развитии малой авиации.
Данная программа призвана заполнить вакуум, образовавшийся после прекращения выпуска отечественных коммерческих самолетов малой вместимости. В настоящее время эту нишу занимают иностранные модели, такие как американские Cessna. Задача заключается в их замене современными российскими аналогами. Ключевую роль в этом процессе могут сыграть частные конструкторские бюро, обладающие соответствующим опытом и компетенциями. Их привлечение в кооперацию с ОАК позволит значительно сократить сроки реализации проекта.
ОАК, сосредоточившая в себе ключевые инженерные и производственные активы отечественного авиастроения, способна выступить в роли интегратора и экспертного центра для возрождения сегмента легкомоторной авиации. Накопленный корпорацией технологический и проектный потенциал может стать ценным ресурсом для частных разработчиков. Профессионалы ОАК готовы делиться передовыми практиками применения цифровых методов конструирования и выпуска техники, а также участвовать в формировании необходимой нормативно-правовой базы в качестве консультантов. Такой кооперационный формат позволит выстроить целостную программу мер по развитию данного направления.
Основным сдерживающим фактором для малой авиации остается существующее законодательное регулирование. В настоящее время частное лицо или небольшая компания не могут просто приобрести воздушное судно и начать коммерческие перевозки. Такая деятельность разрешена исключительно крупным авиаперевозчикам, что подразумевает непосильные для малого и среднего бизнеса административные и финансовые издержки. При этом потребность в локальных авиауслугах весьма значительна.
В советский период регулярные перевозки на небольшие расстояния обеспечивали сотни легких самолетов Ан-2. Однако в современных экономических условиях эти маршруты нерентабельны для крупных авиакомпаний, сфокусированных на более доходных межрегиональных и международных рейсах. Для 160 населенных пунктов на Дальнем Востоке авиасообщение остается единственным видом транспорта в отсутствие развитой сети автомобильных и речных путей.
Именно малый бизнес, освобожденный от чрезмерных регуляторных требований, мог бы эффективно обслуживать местные маршруты. Эксплуатация легких самолетов возможна с небольших взлетно-посадочных полос с грунтовым или асфальтовым покрытием, содержание которых в настоящее время также экономически нецелесообразно из-за нормативных ограничений. Для легализации такой деятельности необходима разработка адаптированных отраслевых стандартов.
Регионы остро нуждаются в транспортировке пассажиров, туристических групп и малотоннажных грузов, например, с интернет-маркетплейсов. Легкомоторный самолет идеально подходит для этих задач. Его топливная экономичность сопоставима с автомобильным транспортом, что делает стоимость перевозок значительно ниже, чем при использовании вертолетов. В условиях выбытия из эксплуатации парка региональных лайнеров Ан-24 малые воздушные суда становятся безальтернативным решением для обеспечения сообщения между небольшими населенными пунктами.
«Комплексный подход, сочетающий разработку новой авиатехники, адаптацию законодательства и развитие инфраструктуры, является необходимым для возрождения малой авиации в России и решения транспортных проблем в удаленных регионах», - комментирует доцент Ставропольского филиала Президентской академии Ася Ионова.
MNGZ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Комментариев: (0)



20.06.25 в 23:53
19427
Изготовление оконного стекла

Получите качественную ремонт модулей управления стиральных машин в Краснодаре

Компания «Делу время» поможет, если как отменить судебный приказ мирового судьи если я его не получал и пропустил срок.

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц