Прошлый год для автомобильного рынка России был неутешительным. Продажи новых автомобилей упали на 5,5%. Та же тенденция – и по отдельным классам. Например, сегмент В+ просел на 15,5%, а сегменты С+ и D+ – на 12 и 19%. И только в классе компактных кроссоверов и внедорожников все цветет и распускается – прирост составил 16%! Глупо упускать возможность оторвать кусочек этого пирога, не так ли? Из стана премиум-производителей уже вовсю здесь трапезничают компании Audi и BMW со своими моделями Q3 и X1, а Land Rover продолжает пленять сердца кроссовером Evoque. А где же Mercedes-Benz? На помощь пятидверке GLK наконец-то пришла менее крупная модель GLA. Это просто приподнятый А-класс? Или новинка тянет на полноценную самостоятельную модель? Попробуем разобраться.
Первое впечатление – перед нами хэтчбек Mercedes A-класса с увеличенным дорожным просветом. И правда, клиренс здесь побольше: у стандартных версий он составляет 157 мм, а у машин с оффроуд-пакетом – все 187 мм. В списке опций появится даже бессмысленная для кроссовера спортивная подвеска, с которой дорожный просвет упадет до 142 мм. Но присмотритесь – между родственными моделями так мало общего! У GLA оригинальные капот, оптика, двери, бамперы и даже оконная линия.
ОсобенностиБолее того, кроссовер длиннее хэтчбека на 125 мм (4417 мм), шире и выше него на 24 мм (1804) и 60 мм (1494) соответственно. И пусть колесная база одинакова для обеих моделей (2699 мм), но создатели заявляют о большем свободном пространстве над головами находящихся на борту GLA. Так, водителю и переднему пассажиру добавили 38 мм, а разместившимся сзади – 19 мм. Также прибавил в объеме багажник, благодаря увеличенному заднему свесу – до 421-1235 л против смешных 341-1157 л на Мерседесе А-класса.
От интерьера, который у GLA практически полностью унифицирован с A-классом, мы сразу переходим к технической начинке. Здесь кроссовер имеет серьезные отличия. Взять, например, кузов, конструкция которого стала жестче, чем у хэтчбека. Этого разработчики достигли благодаря применению дополнительных поперечин на днище и большему количеству высокопрочных сталей. Их доля выросла с 67 до 73%. Та же история и с подвеской. Схематически она у GLA аналогична той, что ставят на А-класс. Стойки McPherson спереди и многорычажка сзади.
Однако немцы отрядили паркетнику пружины и амортизаторы, перенастроенные в сторону большего комфорта, и увеличили ходы подвесок. О хэтчбеке напоминают алюминиевые ступицы, сделанные из крылатого металла ради снижения неподрессоренных масс, а также рулевое управление с электромеханическим усилителем с изменяемым в зависимости от скорости передаточным отношением.
Силовой агрегатБезоговорочно роднят GLA с моделями, построенными на платформе MFA, только двигатели. В России компактный кроссовер Mercedes представлен в трех модификациях, каждая из которых сочетается только с семидиапазонным "роботом" с двумя сцеплениями. Модификация GLA 200 оснащена 156-сильным бензиновым турбомотором 1.6, тяговое усилие от которого передается только на переднюю ось. Следом идет дизельный вариант GLA 200 CDI со 136-сильным агрегатом и передним приводом. Полноприводной в России может быть только одна версия – 211-сильная GLA 250 4Matic. Она изначально комплектуется внедорожным пакетом (клиренс – 187 мм), который в принципе недоступен на переднеприводных GLA. По дорогам Малаги мы прокатились на двух модификациях из трех – младший бензиновый Mercedes GLA 200 остался за бортом.
Водителям спокойным и неспешным идеально подойдет GLA 200 CDI. Его турбодизель развивает скромные 136 л. с., которые не позволяют выстреливать со светофоров – без малого 10,0 с в разгоне до сотни. Но максимальный крутящий момент, достигающий своего пика в 300 Нм в диапазоне от 1400 до 3000 об./мин, украшает жизнь на средних скоростях. В итоге ни в городе, ни на шоссе ты не выбиваешься из общего потока. И только когда стрелка спидометра "перешагивает" отметку 110-120 км/ч, у пятидверки появляется ощутимая одышка – мотору становится тяжело тянуть на себе полторы тонны стали и пластика. Зато семиступенчатая преселективная коробка передач радует плавностью работы и логичностью переключений, чего, например, на А-классе с таким же "роботом" нет и в помине. Вот что делает софт животворящий!
Людям с огоньком в душе больше подойдет GLA 250 4Matic с двухлитровой наддувной "четверкой". Под капотом – 211 сил и 350 Нм. И приходятся они на те же полторы тонны снаряженной массы. А это уже совсем другая история. Газ в пол – и после мимолетной паузы кроссовер стремительно выдвигается к горизонту. По словам создателей, набор 100 км/ч занимает всего 7,1 с. Мы верим!
Убедителен GLA и на более высоких скоростях – даже когда водителю уже грозит лишение прав, турбомотор не скисает, даря полное ощущение езды на "заряженном" хэтчбеке. Под стать и роботизированная трансмиссия, которая в спортрежиме выступает в роли прекрасно обученной боевой подруги. Слегка огорчает только расход топлива – при активной езде уходит к отметке в 15 л/100 км. Дизель в таких же условиях укладывался в 10 л.
Неожиданностью оказалась добротная подвеска. Как же нам не хватало выдержанного баланса между спортивностью и комфортабельностью на том же А-классе или седане CLA! В Штутгарте почему-то решили, что владельцам машин на переднеприводной платформе MFA не нужен плавный ход и энергоемкость, а в приоритете – плотность шасси. Но мы же о Мерседесе говорим, а не о BMW. На GLA все встало на свои места – вместо излишней жесткости мы получили оптимальное сочетание собранности и плавности хода. Теперь с неровностями ходовая часть расправляется безжалостно, передавая на кузов лишь легкие толчки. Внутри GLA не только мягко, но и тихо – аэродинамический и шум от качения шин образует ненавязчивый фон.
Организаторы проложили для нас и внедорожный участок – с колеями, значительными перепадами высот и камнями. На переднеприводных версиях я бы сюда не сунулся, а вот полноприводные с оффроуд-пакетом вселили уверенность. Приличный для подобного кроссовера клиренс и неплохая геометрическая проходимость спасли от фиаско. Не подкачал и полный привод с электронноуправляемой многодисковой муфтой в приводе передней оси. По умолчанию крутящий момент поступает к передним колесам, но в определенных условиях до 50% тяги может идти и на заднюю ось.


А еще в одной связке с полным приводом работает умная система стабилизации, которая имитирует работу блокировки межколесных дифференциалов тормозными механизмами. Очень помогает в условиях, когда то и дело одно или несколько колес оказываются в воздухе.
GLA 45 AMGТут бы уже сесть в самолет и отправиться домой, но такой десерт мы пропустить никак не могли. Это самая бестолковая модификация кроссовера GLA – ее кузов находится над дорогой всего в 14 см. Это меньше, чем у многих лекговушек. Плевать! Под капотом этой версии разместили высокофорсированный двухлитровый мотор. Турбокомпрессор с рабочим давлением 1,8 бара, непосредственный впрыск, развитая система охлаждения – и 360 л. с. при 450 Нм! Да, это Mercedes GLA 45 AMG – самый желанный и самый иррациональный GLA, натренированный специалистами из Аффальтербаха.
Под раскатистый басовитый голос и громкие хлопки выпускной системы ты не двигаешься – телепортируешься! Уже через 4,8 с после старта "сорок пятый" передком вспарывает воздушные массы со скоростью 100 км/ч, а если педаль акселератора держать в полу, то меньше чем за 40 с пятидверка наберет 250 км/ч. "Заряженный" GLA едет воистину безумно, захватывающе, заставляя подсаживаться на ускорения, словно на иглу. И управляется великолепно, следуя за рулем, словно на стальном поводке, и не пасуя даже перед дорогой, изобилующей ямами и трещинами. И, знаете, ни чуточки не жалко в таком автомобиле платить за высокооктановый бензин при расходе в 20 л на 100 км. Это того стоит.


Правда, сколько стоит сам GLA 45 AMG, мы пока не знаем. Информация об этом появится весной 2014 года. А продажи обычных Мерседесов GLA уже вовсю идут. Наиболее доступный – GLA 200 за 1 380 000 рулей. За дизельную версию GLA 200 CDI придется выложить 1 430 000 рублей. А любителям полного привода нужно и вовсе расстаться с 1 540 000 рублей – столько стоит GLA 250 4Matic.
Цены немаленькие (в отличие от GLA), но зато все машины продаются в исполнении "Особая серия" – за семь подушек безопасности, систему стабилизации, биксеноновые фары, подогрев сидений и 17-дюймовые литые диски доплачивать не придется. Но проблема модели GLA не в ценах, а в том, что автомобиль, будучи по званию кроссовером, совсем на него не похож. Просто приподнятый хэтчбек, маленький и щупленький. Не за это покупатели берут кроссоверы…
Текст: Руслан Эггер
Фото: Mercedes-Benz