На Ямале стартовала забойная кампания
В планах этого года заготовить порядка двух с половиной тысяч тонн оленины. А это значит нужно увеличить объем производства почти на 10%.
В том числе за счет введения в эксплуатацию новых убойных комплексов. Сейчас в полную мощность работают Юрибейский, Сеяхинский, Антипаютинский и Яр-Салинский комплексы.
Вячеслав Кучеренко, директор департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО: "В этом году мы запустили еще один забойный комплекс в Паюте. Сегодня там идет забойка хоть и пробная, но, я думаю, что порядка 50 тонн получим там хорошей, качественной оленины".
А в Шурышкарском районе оленеводы надеются на холода. Именно холодная погода позволит там начать забой оленей. В противном случае,мясо потемнеет и потеряет товарный вид.
Сегодня в районе выпасается 12-тысячное поголовье. О том, как в оленеводы готовятся к забойной кампании, расскажет Эдуард Секретов.
Скоро в этом магазине выстроится очередь из желающих приобрести традиционный для северян деликатес. 2-3 килограмма свежей оленины - это тот минимум, который обычно берет любая хозяйка. Но мужевцы, как правило, на такие мелочи не размениваются, запасаются мясом один раз и на всю зиму, а значит, берут целую оленью тушу.
Но сейчас в магазине могут предложить разве что оленью колбасу. До начала забойной кампании свежего мяса не ждите. Впрочем, ждать осталось не долго.
Алексей Худи, главный зоотехник сельхозпредприятия: "Две трети стада подходят к забойным пунктам, две бригады в районе деревни Мугорт, две близ села Овгорт, и две бригады в районе Вершина-Войкар. Планируем забойную кампанию начать в числах 10 ноября, если погода нам позволит. В теплую погоду мы не можем забивать, потому что мясо потемнеет и потеряет товарный вид".
В начале осени предварительный подсчет поголовья дал цифру в 12 тысяч голов. При этом приплод телят составил почти 4 000. По оценке специалистов, год был очень благоприятным для оленеводства. Поэтому и итоговые цифры обнадеживают - сохранность стада практически стопроцентная.
Нина Лонгортова, чумработница: "У нас летом было все нормально в стаде, а осенью выпало много снегу, и олени стали ходом идти, и все шли и шли. И где им корм брать было, я не знаю, потому что наст, и они не чувствуют. И нам тоже пришлось ходом все каслать. Упряжные быки, когда уже последнюю остановку делали, они у нас уже ложились. Мы отпускали. Но вот доехали до Ирьягортской дороги и теперь, наверно, будем зимовать здесь".
Сегодня в местечке Мужовгорт в чуме у Лонгортовых многолюдно - приехали гости. А значит, хозяйки тут же накрывают на стол все, чем богаты. Завязывается неспешный разговор. Аборигены рассказывают главе района о своих проблемах и тревогах. Именно это и хотел услышать Андрей Головин. Разобраться во всем самому и увидеть истинную картину происходящего.
Андрей Головин, глава Шурышкарского района: "Мы услышали, и в таких поездках это так и происходит: ты изнутри, из первых уст узнаешь о проблемах оленеводов, чумработниц по устройству быта в той части, где мы можем помочь. То есть от приобретения нюков, покрытий на чум и заканчивая какими-то серьезными вопросами, включая выплаты заработной платы и каких-то денежных поощрений".
В самые сложные времена на Ямале удалось сохранить первозданную природу и традиционный уклад жизни северян. В век машин на Шурышкарской земле остались трудяги, которые сами добывают пищу и умеют обходиться без двигателя внутреннего сгорания. Они до сих пор живут по законам предков и не просят многого. Но именно эти скромные люди работают в приоритетном направлении всего агропромышленного комплекса Ямала.
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ