Рейтинг@Mail.ru

О Всенощном бдении. Часть 6

 

О Всенощном бдении. Часть 6 О Великом славословии Все?нощное бде?ние, или  Все?нощная, – это православное богослужение,  соединяющие в себе три службы: великую вечерню  (иногда  великое  повечерие),  утреню  и первый  час. В чем смысл  Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в  комментариях игумена Силуана (Туманова).

***

http://foma.ru/wp-content/uploads/2014/12/Tuman.jpg 636w" sizes="(max-width: 136px) 100vw, 136px" style="box-sizing: border-box; vertical-align: middle; max-width: 100%; float: left; margin: 0px 1em 20px 0px; height: auto !important;">Сегодня многие воспринимают Церковь как нечто положительное, но уже сказавшее свое последнее слово в истории.

"Да, помним, в свое время способствовала формированию русской культуры, письменности и становлению государственности. Да, дала России ряд известных исторических деятелей. Да, было много и других заслуг. Но сегодня-то что может Церковь сказать россиянам XXI века? Зачем так часто посещать храм? Что такого важного происходит в храме, чтобы отрывать самые сладкие часы сна и отдыха от своих выходных после тяжелой рабочей недели и посвящать их храму?"

Распространенная сегодня "религиозность" вполне позволяет обывателю совмещать несовместимое: "Бог в душе, а тело в магазине или перед телевизором".

К тому же не секрет, что жизнь Церкви непонятна редко посещающим её людям. И не только из-за непростого языка богослужения и разнообразной символики. У Церкви и секулярного общества разный взгляд на многие фундаментальные вопросы жизни – брак, семью, верность, нравственность, целомудрие, преемственность традиций и пр.

Но что такое Церковь? Это не какие-то бородатые старцы за высокими стенами с позолоченными крестами и куполами. Церковь – это все мы, носящие имя Христово. И от того, что в наших головах, чем вдохновлены наши поступки и какие они, наши поступки, зависит нечто большее, чем наш моральный облик.

Мы напоминаем миру о смысле его существования. Мы, разные и далеко не совершенные, собираемся в храмах, чтобы славословить Бога, и это единственное, неоценимо важное послание наше миру. Миру, теряющему без Бога разум.

***

После канона на утрене читают короткий текст, вкратце говорящий о духовной сути праздника и носящий особое название "светилен", что приблизительно переводится как "возвещающий приближение света". В воскресном каноне это песнопение называется греческим словом  "экзапостиларий"   – от глагола "высылаю", потому что в древности для пения этого песнопения певец посылался с клироса на середину храма.

В дни крупных праздников этот светилен может быть спет хором.

После этого хор поет стихиры, начинающиеся словами "Всякое дыхание да хвалит Господа". Они, как и на вечерне, приурочены к особым, прославляющим, "хвалящим" Бога псалмам —  148-му ,  149-му   и  150-му . Поэтому они называются  "Стихиры на хвалитех".

Содержание "стихир на хвалитех", как и других стихир на Всенощной, восхваляет отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие или память празднуемого святого.

Заканчиваются стихиры величественным пением одного из древнейших христианских гимнов —  Великого славословия   (IV век). Великое, потому что довольно большое по тексту. Основанное на ангельской песне "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение", пропетой при Рождении Иисуса Христа (Лук. 2:14) и отрывках из псалмов, славословие сложно по содержанию. Оно прославляет Бога и содержит просьбы о спасении от греха, исцелении души, познании воли Божией. Текст древний, поэтому в нем практически нет прошений о наших земных нуждах – исцелении от болезней, например, и помощи в повседневных делах.

Так Церковь постоянно напоминает нам о том, что главное, а что второстепенное в нашей жизни.

В древности был обычай распределять песнопения и чтения ночной службы так, чтобы пение светильна и славословия, символизирующих свет, пришедший в мир через рождение Христа, приходилось на появление первых лучей восходящего солнца.

Этот обычай сохранился до наших дней на Афоне и в некоторых других монастырях. Поэтому после пения стихир на хвалитех вновь сияют паникадила, и в открытых Царских вратах виден священник, прославляющий Христа: "Слава Тебе, показавшему нам свет".

Славословие обычно поется на красивые мотивы. Некоторые настолько красивы, что слов за ними не разобрать. А жаль – текст важный для христианина.

Заканчивается пение славословия трисвятым "Святы?й Безсме?ртный, поми?луй нас. Святы?й Бо?же, Святы?й Кре?пкий, Святы?й Безсме?ртный, поми?луй нас!" и тропарем дня – кратким песнопением, раскрывающим смысл праздника.

После сдержанного и возвышенного текста Великого славословия мы уже подробнее молимся о наших основных, повседневных нуждах. Диакон на амвоне читает "сугубую" и "просительную" ектению, как на вечерне.

В конце второй ектении священник поворачивается лицом к нам и благословляет со словами  "Мир всем!" , а потом мысленно читает молитву. В древности она читалась вслух:

"Господи святой, на высотах живущий и дольнее (находящееся внизу, на земле) озирающий, и всевидящим оком Твоим взирающий на всё творение! Пред Тобою мы склонились душою и телом и молимся Тебе, Святой Святых: простри невидимую руку Твою от святого жилища Твоего и благослови всех нас, и, если в чем согрешили мы, вольно или невольно, Ты нас, как благой и человеколюбивый Бог, прости, даруя нам необходимые для жизни в миру и для духовной жизни блага Твои".

Заканчивается Всенощная так же, как и началась – славословием Святой Троицы, после чего лицом к нам священник произносит "отпуст" — молитву, "отпускающую" нас из храма, благословляющую на выход с общего богослужения. В ней вспоминаются святые храма и празднуемого дня и присоединяется просьба Богу о нашем помиловании и спасении.

Вслед за последним благословением священника хор поёт многолетие Патриарху, правящему епископу, настоятелю и прихожанам, закрываются царские врата, выключаются паникадила и… расходимся? Нет, еще не всё. Читается "Первый час" – последняя, заключительная часть Всенощного Бдения.

Часы? (греч. ?ραι) — христианские общественные молитвословия, освящающие определённое время суток.

Как и остальные "часы",  Первый час  состоит из трех псалмов и разных молитв. В современной практике все это читается. Народ, утомленный длинным богослужением, уже особо не прислушивается к чтецу, собирается домой. Но если вслушаться, а еще и посмотреть перевод текста, то можно получить духовную пользу. Ведь Первый час – это не просто чтение "чего-то" ради соблюдения древних установлений, а осмысленное воспоминание событий Священной истории и молитвы, освящающие утро.

В трех псалмах –   5 ,  89  и   100 , которые читаются на Первом часе, а также и в других молитвах этого часа вспоминается об изгнании из рая Адама и Евы, о том утреннем часе, когда Христос был приведен на суд Каиафы.

В молитвах часа мы просим Бога, чтобы Он "рано утром услышал голос наш" и помог в делах в продолжении дня.

Вслед за молитвой "Иже на всякое время…" священник смиренно выходит из алтаря в епитрахили, без блестящих риз. В полумраке он заканчивает Первый час молитвой Христу, в которой Он прославляется как "свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир".

"Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир! Запечатлей на нас свет лица Твоего, да увидим в Нем свет неприступный, и направь стопы наши к исполнению заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь".

В конце молитвы священник преклоняется перед иконой Божией Матери в иконостасе, а хор поёт победную песнь в Её честь "Взбранной Воеводе победительная". В переводе она звучит так:

"Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед мы, рабы Твои, Богородица, совершаем благодарственные торжества! Но Ты, как имеющая власть непобедимую, от всяческих опасностей нас избави, да взываем Тебе: Радуйся (приветствуем Тебя), Невеста, брака не познавшая!"

После чего священник снова произносит "отпуст", на этот раз краткий. Хор поёт трижды "Господи, помилуй", в некоторых храмах добавят еще немного общенародных песнопений в честь Богородицы и святых. И вот теперь всё.

***

Мы выходим из храма в мир.

Как родившиеся заново, вновь принявшие благодать православной веры.

Как при пении экзапостилария певца посылали с клироса в центр храма, как апостолы выходили из Иерусалима в разные концы Вселенной, так и мы посылаемся в мир, чтобы вновь вернуться в храм после проповеди.

Да, проповеди. Потому что после того, как мы приняли на себя имя Христово, наши поступки и слова – проповедь.

Эта проповедь доверена всем нам – православных христианам, посещающим общие храмовые богослужения, в том числе и Всенощное бдение. Мы, независимо от степени духовного роста, едиными устами славословим Бога и свидетельствуем перед всем миром о преображающем действии Православия, не прекращающемся действии Бога в этом мире.

Поэтому парадоксальным образом мы – неразумные – призваны в Церковь, чтобы вернуть разум в тот безумный мир, который нас окружает. Вернуть через преображение своей жизни.

Храм – это не только место, куда можно прибежать, когда плохо. Храм – это посольство нашей небесной Родины. И от нас, помолившихся на Всенощной, зависит, насколько в нашей стране будут не только вспоминать о славных православных страницах своего прошлого, но и будут жить богоугодно, по-настоящему православно.

Хорошо бы полюбить Всенощное бдение настолько, чтобы всякий субботний и предпраздничный вечер был без него пустым, чтобы душа звала в храм.

А Господь не оставит нас и посетит любовью наше истрепавшееся в житейских бурях сердце.

MNGZ
Виктория Пешкова, по материалам Ведомости Краснослободской Епархии
Информационное агентство МАНГАЗЕЯ
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий
Комментариев: (0)


20.06.25 в 23:53
11047
Технадзор в строительстве

Услуга установка потолочного карниза цена доступна здесь

Если вы хотите списать долги по кредитам москва, обратитесь в "Делу время".

ТОП 5 новостей
За сегодня За неделю За месяц