Колумнист РИЦ представляет: «СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ – ЧТО В НЁМ?»
Начну с того, что до 25 лет был практически атеистом. В дипломе стоят оценки «отлично» по марксистко-ленинской философии и научному атеизму. Был и такой предмет. Но приходит день, когда Бог касается сердца, когда встает вопрос о смысле жизни, приходит осознание ее бренности. И ни одна наука не дает ответа на главный вопрос: отчего так щемит в душе? Почему так мятется дух? И откуда нравственный закон во мне?..
И если смерть заглядывает вам в глаза пустыми глазницами бесконечного мрака, то невольно перед каждым, а перед некоторыми неоднократно встает вопрос: и это всё?! А зачем всё было? И почему именно я?..
Это монахи живут с постоянной памятью о смерти. Эта память для них, как очищающий душ. А современного человека смерть всегда страшит, по той причине, что для материалиста за этим порогом тлен и небытие.
И только радостный пасхальный звон колоколов напоминает о чем-то важном и великом. Зовет куда-то…
В пасхальную ночь в храмы приходит много людей. Даже в небольшом Ханты-Мансийске их количество исчисляется тысячами. Идут верующие, воцерковленные, идут те, кто верит, но в храм заходит только иногда, идут те, для кого пасхальная ночь традиция, идут любознательные и любопытные… Но, так или иначе, в той или иной степени, всех ведет в храм память о главном христианском чуде – Воскресении Иисуса Христа.
Казалось бы, нетрудно объяснить: во что верят православные. Но это не совсем простая задача. Особенно, если объясняешь людям, которые не держали в руках Евангелие, или держали, да прочитать не смогли, не знают Символа Веры, или ориентируются в христианстве по рассказам бабушек, или, хуже того, по атеистическим выкладкам околонаучных «исследователей». Как не понимают многие триединства (троицы) единосущного Бога, так и отстраняются от Великих законов любви, изложенных Спасителем в Нагорной Проповеди. В сущности, чтобы понять суть православия можно прочитать Пространный православный катехизис митрополита Филарета (Дроздова) или катехизис епископа Александра (Семенова Тян-Шанского), составленный в середине ХХ века.
Но я сегодня хочу говорить о главном чуде. О воскресении из мертвых. Отмечу, что вера в воскресение мертвых была еще в Ветхом Завете. И случаи воскресения отмечены как до Воскресения Христова, так и после него. Были они и в ХХ веке. Те, что произошли на территории СССР, старательно замалчивались или «заговаривались» по-научному (например, о воскрешении Клавдии Устюжаниной в Барнауле). Подробнее я рассматриваю эти примеры в своем материале в апрельском номере журнала «Югра» – «Воскресение до и после».
Сегодня я не буду говорить об исторических и логических доказательствах Воскресения Христова, ибо их до меня вывели весьма достойные и умные люди. Не буду говорить о доказательствах присутствия Божия, которые являет нам ежедневно природа. Я хочу обратить взор читателя внутрь. В самого себя.
Что там? Трепетное ожидание смерти? Боязнь даже подумать о ней? Вот уже и на этих строчках хочется перекинуться на что-нибудь другое. А ну как мысли о смерти призовут ее! Это называется суеверие. Говоря проще, когда человек не верит в Бога, он верит во всяческие суетные вещи и приметы.
Но что еще постоянно горит в нас? Сознание. Сознание собственной личности, своего я. Которое любому человеку, независимо от его социального статуса или интеллектуального развития, шепчет: я неугасимо! Я не должно исчезнуть. А еще оно же напоминает человеку голосом совести, что он совершает плохие поступки. Откуда этот голос совести? Иногда его прямо называют голосом Бога в человеке. И всё, всё в сознании, в душе человека противится смерти. Если не лукавить, то каждый найдет в себе подтверждение моим словам. Каждый.
Но вот не каждый захочет искать дальше. Искать путь в бессмертие. Понять дарованное нам жертвою Христа – истина и любовь выше смерти!
Многие пытались опровергнуть Воскресение Спасителя. Начиная с тех самых служителей Синедриона, осудивших Иисуса на крестные страдания и смерть. Ныне появились, соответственно времени, даже «инопланетные объяснения». Отвечу на все это словами епископа Александра (Семенова Тян-Шанского):
«Все попытки поколебать веру в Воскресение Христа рассеиваются, если вникнуть в евангельское свидетельство. Можно ли говорить, например, о галлюцинациях учеников, когда Евангелие удостоверяет их отчаяние после смерти Спасителя и упорное их неверие первым вестям о Воскресении и даже сомнение при явлениях Самого Господа? В то же время, кто может усомниться в силе их последующего убеждения в Воскресении Христа, когда, свидетельствуя об этом, ученики Христовы шли на смерть и силой своего убеждения завоевали Господу весь античный мир? В основе такого непоколебимого убеждения может находиться только действительное событие.Совершенно неосновательны немногие попытки объяснить веру в Воскресение Христа влиянием античных мифов об умирающих и воскресающих богах. Это идеи совсем другого порядка. Христос умер и воскрес не как Бог, а как человек или Богочеловек. Представление об этом вовсе чуждо древним религиям. Нелепы и фантастичны попытки объяснить Воскресение Господа натуралистически, например, что Христос будто бы ожил, будучи снят с креста в обморочном состоянии. Отпадает и указанная в самом Евангелии клевета, что ученики украли тело Иисуса. Не поддержанная позже ни иудеями, ни язычниками, эта клевета рассеивается от правдивости евангельского рассказа и всей последующей историей христианства. “Блаженны не видевшие и уверовавшие” (Иоан. 20,29) в Его Воскресение, говорит Господь. И бесчисленное множество таких не видевших, но уверовавших, наряду с очевидцами, являются также истинными свидетелями Христова Воскресения, в силу их радостно духовного переживания этого величайшего чуда. Православная церковь богата таким духовным опытом, и он тем убедительней, чем более переживание светлого праздника Воскресения Христова сопровождается духовным воскресением самих верующих».
Сегодня мы дерзаем предполагать, что Иисус воскрес в новом теле. И все мы воскреснем в новых телах. Оно сохранило на себе следы страшных пыток и крестных страданий, но оно было совсем другим. Оно всецело было подчинено Духу! Прости мне, Господи, попытку научного объяснения: у этого тела иная атомарная структура, иные физические характеристики. Для него уже нет пространства и времени, что подтверждается явлением Спасителя одновременно в разных местах. Он уже не нуждался в пище, но вкушал ее, чтобы только доказать напуганным ученикам, что он в теле! В нем действовали совсем иные энергии, нежели те, что действуют в наших телах. А сила энергии Воскресения была такой, что многие погребенные в окрестностях Иерусалима тоже воскресли и пришли в свои дома.Апостол пишет: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Матф.27:52).В этом принципиальное отличие Воскресения Христова от всех прочих, даже совершенных самим Спасителем. Ибо там речь шла о воскресении человека в его земном теле, которое должно было прожить здесь еще сколько-то либо для того, чтобы успеть покаяться, либо для того, чтобы свидетельствовать о Всевышнем.
Христиане верят, что в Конце Времен будет Второе пришествие Христа. Как победителя антихриста и сатаны, как Высшего Судии. Именно тогда все умершие когда-либо восстанут. Неважно, что произошло с их телами с тех пор. Они будут восстановлены, ибо для Бога нет ничего невозможного. Все живущие на то время – преобразятся. Тела их станут другими. Внешне это будут те же люди, но физические, биологические свойства их тел будут уже другие. Они не будут испытывать голода, холода, боли, они не будут болеть, они – в той или иной степени – будут приближены к Богу, исходя из того, как и какой жизненный путь прошел человек, как он пронес в этом теле свои дух и душу.
Мы имеем ничтожно малые сведения о том, какими телами обладали Адам и Ева до грехопадения. Но даже имеющиеся у нас знания, позволяют нам считать, что тела их были отличными от наших. Напомню также, что люди Ветхого Завета жили куда как дольше, чем современный человек. Не зря в обиход вошло библейское выражение «Мафусаилов век».
Светлое Христово Воскресение – это не только память о Величайшем Чуде, повернувшем историю человечества, это Надежда и Путь. И никто, кроме Христа – ни до, ни после – не смог сказать человечеству того, что сказал Он. Никто так просто и ясно не открыл законы любви, добра, милосердия. Никто не дал человечеству смысл жизни. Вечной жизни. И никто не смог бы. Потому что для этого надо быть Сыном Божиим. Прийти в мир безгрешным, пройти его безгрешным, подняться на Крест, взять на себя грехи всего человечества, умереть и воскреснуть…
И я, грешный, не смог бы, наверное, поднять глаза, чтобы смотреть на Него. И дерзаю писать о Нем лишь потому, что сегодня человечество сходит с ума от собственной гордыни, гордыня эта порождает небывалую до сих пор апостасию и шепчет человеку, что он что-то знает о таинстве происхождения жизни, гордыня эта отвергает очевидные чудеса, гордыня эта заглушает голос совести.Совести, которую нельзя объяснить никакими биохимическими процессами в организме и нервных тканях. Потому что она голос Бога. Голос того самого нравственного закона. И уже совсем немногие понимают, что этот закон выше прагматичного нашего разума.
Если кому-то нравится быть родственником обезьяны и идти в ничто – что ж, это тоже выбор. Выбор как раз данный человеку Богом. Та самая свободная воля.
Я же пусть и грешный, пусть недостойный, но воскликну в пасхальную ночь:
Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!
Потому что Воскресение Христово дает всем и каждому Великую Надежду…